Как удержать инфляцию в восемь процентов, при том, что цены на основные материалы поднялись минимум на 30 процентов. Об этом на своей странице в Facebook рассуждает директор ТОО "BRB Invest" Галим Хусаинов, передает Tengrinews.kz. Эксперт полагает, что в этом случае ни ходьба по рынкам, ни госрегулирование маржи в 20 процентов, ни какие-либо другие методы не помогут.
"В июне этого года писал о том, что в августе-сентябре неизбежно подорожает топливо. Так и произошло, подняли цены на АИ 92 и дизельное топливо, самые ходовые марки ГСМ.
Подорожание было неизбежно, так как это вызвало бы просто дефицит топлива в стране, и перед самой уборкой урожая могли бы иметь огромные проблемы. В структуре себестоимости у аграриев, доля ГСМ занимает значительную часть, особенно у зернопроизводителей. А это означает, что себестоимость зерна и овощей вырастет в этом году", - отметил Хусаинов.
Он поясняет, что если подорожание АИ 92 еще как-то можно было устранить от влияния на официальную инфляцию, то вот подорожание дизельного топлива на 30 процентов никак не снизить. "Нам сейчас, например, приходится закупать ДТ по 135 тенге за литр и выбора нет, приходится брать, торг здесь не уместен. Дело в том, что подорожание в 30 процентов ДТ полностью отразится на стоимости продукции аграриев, так как подняли цену топлива аккурат к уборке, а значит, все удорожание пойдет в себестоимость уборки, а значит и в себестоимость продукции", - продолжает пояснять эксперт.
"Конечно, на этот год текущий урожай навряд ли скажется, а вот в следующем году, особенно зимой мы увидим всплеск инфляции, и здесь сыграет свою роль отложенная инфляция, которая накопилась благодаря той экономической и денежно-кредитной политике в стране за последние два года.
Ведь во всем мире используют контрцикличные методы регулирования экономики, а у нас, хотят контр, а получается про, потому что признавать кризис никто не хочет", - заявил Хусаинов в соцсети.
Эксперт полагает, что сейчас необходима крепкая нацвалюта для стимулирования инвестиций в страну и поддержки покупательской способности, а у нас якобы настроены на дешевый тенге. "Между прочим, в текущих условиях, крепкий тенге - это еще и наиболее значимый инструмент борьбы с пресловутой инфляцией", - подчеркнул он.
Хусаинов также считает, что сейчас нужно не держаться за инфляцию, чтобы бизнес мог за счет номинального роста прибыли решить вопросы с долгами и увеличить выручку. "У нас все пытаются бороться в кризис с инфляцией. Обычно в нормальных странах в кризис борются с дефляцией, с учетом нашего обесценения валюты, у нас дефляция очень огромная. Сейчас нужно обеспечить налоговую стабильность и реформировать НДС и нефтяную отрасль, у нас занялись повышением налогов и заменой НДС на Налог с продаж, что вызовет просто увеличение инфляции и потерю конкурентоспособности", - сказал он.
Он полагает, что сейчас нужно поддерживать МСБ и сделать для них максимально понятный режим налогообложения, у в Казахстане ужесточают требование и поднимают им налоги. "Также сейчас нужно развивать недропользование и увеличивать добычу, чтобы обеспечить рост по смежным отраслям, у нас недропользователей загнали в угол и мы уже третий год снижаем добычу. Сейчас нужно стимулировать спрос и увеличивать зарплату бюджетникам, у нас поддерживают строителей, автопроизводителей (считай Россию) и государственные компании для выплаты внешних долгов. Сейчас нужно объективно заняться приватизацией и быстрее передать в частный сектор большинство неэффективных проектов, у нас только составили план приватизации, который будет длиться еще лет пять и решили заняться трансформацией вместо приватизации. Сейчас нужно дать поддержку всей банковской системе, у нас дают поддержку ну только избранным. И таких "сейчас нужно" можно еще с десяток написать", - отметил эксперт.
"Вот такая вот у нас сейчас политика. Говорите рост в пять процентов через пять лет? Здесь помогут либо цены на нефть либо ловкость рук статистов, больше ничего", - заключил Хусаинов.
Ажар Аширова