Председатель Правления Банка ЦентрКредит высказал частное мнение по поводу завершения сделки по покупке Qazkom Народным банком на своей странице в Facebook.
"(...) читаю и слышу успевшее стать популярным, дескать, "не слишком ли щедрый подарок за 1 тенге"?
По этому поводу хочу высказать свое частное мнение. Правительство выделило 2 триллиона тенге на очистку частного банка и затем продало его за 1 тенге другому частному банку. И метафора про щедрый подарок тут неуместна и отражает очень поверхностное суждение", - написал Ли на своей странице в соцсети.
"На самом деле, что такое банк? Банк - это не только кредиты, это и обязательства перед вкладчиками, это деньги предприятия, ЮЛ и ФЛ. Если образно выразиться, то это такой большой котелок, в который собираются деньги и из которого деньги выдаются в виде кредитов. Но, когда кредиты плохие, то встает вопрос о сохранности вкладов. Поэтому правительство, приняв такое решение, прежде всего думает об общем эффекте, который произойдет в результате не спасения большого банка. Кроме акционеров, свои деньги потеряют и вкладчики, которые не виноваты в плохом управлении банком. Поэтому в таких случаях есть общепринятая международная схема, когда правительство приходит на помощь и спасает проблемные банки", - пояснил глава БЦК.
Как отметил Ли, предполагается, что Народный банк, купив за один тенге контрольный пакет акций Qazkom, в качестве дополнительного капитала вольет 185 миллиардов тенге на докапитализацию Qazkom. Таким образом, он пояснил, что государство вместе с частным инвестором договорились о рекапитализации этого банка.
"Естественно, Халык Банку сейчас придется прилагать дополнительные усилия для того, чтобы наладить там управление. (...) Халык Банк уже анонсировал, что будет разрабатывать новую стратегию, искать элементы синергии в рамках консолидированной группы, и эти банки будут существовать раздельно. Я поддерживаю такое решение, потому что на самом деле слияние вот таких двух крупных финансовых институтов несет в себе большие риски. Во-первых, это разница в корпоративной культуре. Во-вторых, это колоссальный объем инвестиций, который сделан в развитие обоих банков. По сути - когда происходит слияние банков, вы стоите перед выбором. Необходимо выбрать какую-то одну операционную модель и принять ее за базу. Мигрировать клиентов из одной базы в другую, то есть передать активы и пассивы одного банка другому банку. Второй банк, с которого это все мигрирует, в результате становится ненужным. И его надо ликвидировать, сдавать лицензию", - написал ТОП-менеджер.
Также Ли подчеркнул, что эффект синергии будет в экономии расходов на персонал. "По моему опыту и по мировым практикам численность персонала сокращается на 30-40 процентов. В масштабах бизнеса это не такая большая синергия, поскольку все эти процессы сопровождаются потерей клиентской базы, второе - теряется кадровый потенциал, то есть какое-то время, особенно если речь идет о том, что есть банк, который поглощает, и есть банк, который поглощается, то у поглощаемого банка происходит общая демотивация всех его целей и задач. И люди уходят, и клиенты уходят, в результате новая команда не может перехватить это. На мой взгляд, лучше попытаться найти модель параллельного существования, сделать какую-то специализацию", - добавил он.
192