За 2016 год на госзакупки (ГЗ) было выделено 1,1 триллиона тенге бюджетных средств. Экономия от проведенных ГЗ составила 11 процентов, или 121 миллиард тенге, увеличившись более чем в 2,5 раза за год. Об этом свидетельствует исследование Energyprom.
Отмечается, что в 2015 году экономия составила лишь два процента. Причина данного роста - отмена ГЗ, осуществленных без применения норм закона, а именно посредством прямого заключения договора между субъектами ГЗ. Так, например, в 2015 году 64 процента бюджета госзакупок было выделено на данный способ, а экономия составила лишь 0,2 процента.
Из пяти существующих способов проведения госзакупок большую экономию приносят закупки способом запроса ценовых предложений, где наблюдается самая высокая конкуренция среди участников, - 47 миллиардов тенге, или 28 процентов экономии. В открытых конкурсах было сэкономлено 15 процентов средств, или 50,5 миллиарда тенге, - 15,4 миллиарда тенге в 2015 году. В аукционах - 10 процентов, или 2,7 миллиарда тенге. Госзакупки способом запроса ценовых предложений проводятся на сумму, не превышающую 4 000 МРП.
Среди ГЗ, осуществленных способом из одного источника (в случае если подана лишь одна заявка на участие, а следовательно, минимум конкуренции), экономия средств составила лишь 4 процента, или 21 миллиард тенге.
Бюджет открытых конкурсов составил 341,1 миллиарда тенге, увеличившись на 67 процентов к 2015 году. Бюджет самых популярных госзакупок - способом запроса ценовых предложений - увеличился почти в два раза и составил 168,6 миллиарда тенге. На аукционы, доля которых составляет лишь 2 процента, активно увеличивается спрос. За 2016 год количество проведенных аукционов возросло почти в пять раз, а их бюджет увеличился в 2,5 раза до 27 миллиардов тенге. Бюджет закупок через открытые товарные биржи, доля которых также очень мала, увеличился с пяти до девяти миллиардов тенге.
Оставшаяся половина средств - 549,5 миллиарда тенге - приходится на госзакупки способом из одного источника, из которых 485,7 миллиарда тенге - по открытым конкурсам. Таким образом, общий бюджет открытых конкурсов составил 826,8 миллиарда тенге. Увеличение конкуренции среди поставщиков уменьшило вероятность быть единственным на игровом поле, тем самым сократив бюджет на 3 процента.
В исследовании отмечается, что в 2015 году 64 процента бюджета ГЗ было выделено на закупки, осуществленные без применения норм закона, а именно посредством прямого заключения договора между субъектами ГЗ. С 2016 года данный способ был отменен, что способствовало сокращению выделенных бюджетных средств.
266