«Кто не отключил сотовый телефон? Ведь только что прозвучала просьба к вам сделать это!» - так, буквально ошарашивающе, состоялось первое знакомство зрителей с персонажами спектакля, разбежавшимися со сцены по всему залу, в поисках предполагаемого нарушителя тишины. В течение часа, а именно столько продолжалось действие, было много неожиданного, и даже шокирующего публику, знакомую с «Мертвыми душами» со школьной скамьи. Следуя режиссерскому замыслу, герои пьесы были в современных деловых костюмах и при галстуках, звучали песни известных рок-групп «ДДТ» и «АукцЫон», а сами действующие лица исполнили сомнительные частушки с «купюрами» вместо последних слов куплетов... (зрители, конечно же, их угадывали, но вежливо молчали).
А где же Гоголь, был ли он? Да, он присутствовал в монологах Первого (артист Тимур Ичиков), в котором угадывался сам автор, читающий текст своей великой поэмы, в диалогах Чичикова (артист Евгений Орлов) и помещиков: Плюшкина - Виктор Майнашев, Собакевича - Данияр Кенжебеков, Манилова - Ярослав Дубовенко, Ноздрева - Анатолий Просалович, Коробочки - Марина Просалович, ожесточенно торгующихся за каждую «мертвую душу». Дух Гоголя витал в сценическом пространстве, олицетворяя два направления русской литературы, фантастического реализма Н.Гоголя и М.Булгакова. Не резали слух такие знакомые слова, произносимые персонажами пьесы, как взятка и мафия, впечатление усиливала точная, а вернее, «точечная» сценография художника-постановщика Сергея Копылова. Декораций и бутафории всего ничего: семь стульев по количеству действующих лиц, «кочующая» по всей сцене дверь-трансформер, да стенд с отрывными объявлениями: «продаю», «куплю», «меняю» (естественно, речь в них идет о «мертвых душах»), протянутая на заднем плане веревка, отделяющая, по-видимому, «тот свет» от этого. Еще одной находкой режиссера и художника-постановщика стали отверстия в полу над оркестровой ямой, откуда появлялись и куда исчезали персонажи.
В 1930 году Михаил Булгаков написал инсценировку замечательной поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» для Московского Художественного Академического Театра, обозначив свою пьесу, как сатирическая комедия. Автор фантасмагорических «Мастера и Маргариты» при этом как бы говорил: «Душа бессмертна, ведь она воплощает божественное начало в человеке, а мертвые души на бизнес – это безумие, но в нашем сумасшедшем мире забыли о душе... И этот беспредел - причина разложения общества, его распада». А еще М.Булгаков в письме другу подчеркивал: «Дело в том, что для того, чтобы гоголевские пленительные фантасмагории ставить, нужно режиссерские таланты в Театре иметь».
Верно угадав настроения и устремления автора инсценировки в 30-е годы прошлого столетия, Дина Жумабаева пошла еще дальше, она превратила «Мертвые души» в откровенный и беспощадный трагифарс, обращенный к поколениям ХХI века, спрашивая у них: «Почем сегодня душа современного человека, если она продается?». Мы поинтересовались у нее, почему она взялась за столь трудное произведение, и удалось ли воплотить с молодежной частью нашей театральной труппы ее творческие замыслы.: «Гоголь сам по себе мне очень интересен, хотелось поработать со сложным, проверить себя, - ответила Дина Жумабаева - Жанр трагифарса мы выбрали, чтобы не получилось, как со зрителями чеховской «Чайки», которые приходят на комедию и не понимают, а где же надо смеяться? Просто не хотелось, чтобы такие вопросы возникали. Булгаков очень близок мне как писатель, драматург, режиссер, я обожаю «Мастера и Маргариту». Считаю «Мертвые души» непревзойденной инсценировкой. Там много моментов, чтобы разыграть, обыграть, есть все возможности для фантазии. Так вот, Чичиков для меня – некий Воланд, а Первый – это светлая сторона нашей жизни. Они совершают договор, спорят, а вывод за зрителем – что сильнее, черная или белая сторона. Но, ни что не сильнее – это вечная борьба. Удалось ли воплотить замыслы? По-моему, больше, чем наполовину, потому что молодым актерам надо еще дорасти до понимания Гоголя и его персонажей. Главное, что они не побоялись и смело пошли со мной на классику».
Закончился спектакль, зрители по-разному демонстрировали свои эмоции: люди постарше удивленно качали головой, некоторые даже крутили пальцем у виска. Молодежь, ученики ряда школ, гимназий и лицеев, которые были в большинстве, встретила актеров и создателей спектакля, вышедших на поклон, бурными аплодисментами.