На минувшей неделе коллектив Жамбылского областного русского драматического театра и театральная общественность отметили две даты: 45-летие беззаветного служения театру и 40-летие членства в Союзе театральных деятелей Казахстана замечательной актрисы Надежды Турманидзе. Накануне этого события виновница торжества дала интервью для читателей «Магнолии», поклонников ее таланта.
- Надежда Яковлевна, как это зачастую бывает, актерская профессия у Вас, так сказать, династическая?
- Вовсе нет. В нашем роду, кроме моей двоюродной сестры, актеров раньше не было. Папа работал главным инженером киномеханического завода в Ростове-на-Дону, мама - домохозяйка. Просто я с раннего детства безумно любила кино, мечтала стать актрисой кино. Постоянно готовила и разыгрывала какие-то сценки, отрабатывала дикцию. После восьмого класса школы написала письма во ВГИК, на Одесскую киностудию, в Киев. Мне ответили, что для поступления на актерские отделения везде нужна местная прописка. Не любя профессию, пошла в кинотехникум на операторское отделение, туда часто приезжали знаменитые актеры кино, через них хотела выйти на актерский вуз. По окончании кинотехникума была направлена в Барнаул, работала в кинотеатре, перешла на телевидение, работала помощником, ассистентом режиссера, вела детские передачи.
- Чем же закончились Ваши киношные страдания?
- Прошла серьезный конкурс в народный театр, которым руководил выпускник Щукинского училища Виталий Трескин, - продолжала Надежда Яковлевна, - и вот тогда-то театр «похоронил» во мне кино. Я поняла, что это не каждому дано, что театр - это тоже хорошо. Что может сравниться с сиюминутным сопереживанием со зрителем, обменом с ним, глаза в глаза, настроением и энергетикой. Работая на телевидении, ходила в краевой театр драмы, где мне давали эпизодические роли, участвовала в массовых сценах. Там меня заметили и посоветовали съездить на Московскую актерскую биржу, где меня взяли сначала во второй, а потом - в основной состав Шадринского драмтеатра Курганской области. Оттуда переехала в Каменск-Уральский, затем прослужила четыре года в Челябинском драмтеатре. Играла все главные роли. Последнюю точку в моих исканиях и терзаниях поставила Вера Абрамовна Смоктуновская в Ленинграде: «Ты играла в театре у режиссера Орлова, тебе никаких институтов не надо. Заочников в театре не терпят, а твоим ролям позавидует любая состоявшаяся актриса, которая о них только мечтает. Ты молодая, не теряй годы, возвращайся в театр».
И вот я всю жизнь, все 45 лет без перерыва и остановки служу театру. В Челябинске встретила свою судьбу - мужа, народного артиста России, заслуженного артиста Латвии Вахтанга Турманидзе. В Джамбул мы приехали в 1979 году, 37 лет я здесь.
- Что для Вас театр?
- А можно Белинского прочитать? Его слова о театре сказаны как будто в мой адрес. «Театр. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно? В театре тысячи глаз устремлены на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи грудей задыхаются от одного упоения, тысячи «я» соединяются в одно общее целое «я», в гармоническом сознании беспредельного блаженства. О, ступайте, ступайте в театр! Живите и умрите в нем, если можете». Я так влюбилась в театр, что буквально дышу им, не могу жить без него. Это мой кислород.
- Сколько ролей сыграли?
- Ой, за 45 лет, наверное, более 500 ролей. В моем репертуаре и драматические, и лирические героини, характерные и комедийные, классика и сказочные персонажи. Мне интересны и дороги все. Я не повторяюсь, ищу в каждой роли ее «изюминку». Я по натуре ужасная самоедка и самокритик. Если чувствую, что зритель мой, это такая вершина блаженства! Но все равно, после каждого спектакля ковыряюсь в себе - что можно было бы сделать лучше?
- Любимая роль?
- Люблю все свои роли. А вот несостоявшаяся мечта есть, сыграть Медею. Тоскую, сожалею, но время уже ушло...
- Вы состоите в Союзе театральных деятелей Казахстана 40 лет. Чем занимаетесь? Это то же самое, что профсоюз?
- Это разные организации, Союз больше занимается творчеством. В свое время его возглавлял Азербайджан Мамбетов, художественный руководитель и директор государственного Академического театра драмы имени Мухтара Ауэзова. То было время расцвета Союза. Так вот, я ко всему еще человек независтливый, не злопыхаю, могу радоваться успехам других, в общем, неисправимая общественница. В нашем театре я сначала была заместителем у председателя филиала СТД Веры Левитанус, а затем руководителем избрали меня. Можно было, и я этим в полную меру пользовалась, направлять актеров в творческие командировки, приглашать на спектакли профессиональных театральных критиков, ведущие специалисты у нас проводили занятия по актерскому мастерству, сценическим движению и речи. Мне удалось привлечь спонсоров, и фойе театра было украшено большими фотопортретами наших актеров, в трудные 90-е годы мы оказывали материальную помощь, организовывали чествование юбиляров. В настоящее время делами Союза занимается актриса Эльмира Аккулиева, а я с 2009 года являюсь председателем профкома театра, следую своему девизу - спешить делать людям добро при их жизни. Я человек-донор, счастлива тому, что сделала для другого.
- Ваши планы на будущее?
- Театр дает мне энергию, ее во мне еще достаточно, чтобы не чувствовать груза прожитых лет. Продолжаю заниматься танцами, хочу играть новые роли по своему возрасту.
- Спасибо за искренние ответы, здоровья Вам и творческого долголетия!
Михаил БУНИН