Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 31 янв, 10:58

Владимир Сорокин: «Я занимаюсь тем, что нравится душе»

- Владимир Владимирович! От всей души с предстоящим юбилеем Вас! Наш первый вопрос о вашем детстве и юношестве: где они прошли?

 - Родом я из поселка Щербакты Павлодарской области, вблизи границы с Россией. Там до Барнаула рукой подать, всего каких-то 70 километров. Детство прошло «на колесах», потому что отец работал дорожным инженером, его постоянно переводили с места на место; семья, естественно, за ним... Одно время жили в Луговом Джамбулской области, где папа работал в ДЭУ-540. Там я пошел в школу, а потом нас перебросили в Усть-Каменогорск. У мамы «оседлая» профессия, она бухгалтер и, несмотря на свои 70 лет, до сих пор работает. В нашем городе Таразе постоянно живу с 1977 года.

- Теперь, пожалуйста, об «истоках» баяниста Сорокина. Что определило выбор Вами профессии?

- В детстве я очень хорошо рисовал, забегая несколько вперед, скажу, что у меня даже в военном билете записана военно-учетная специальность «художник-чертежник графических работ» (смеется). Вот когда мне исполнилось 10 лет, перед родителями встал вопрос – в каком направлении меня развивать. Мама прочила мне художественную или музыкальную школу по классу скрипки. Я настоял на музыкальной, хотелось освоить очень тогда популярную у мальчишек гитару. Но в Усть-Каменогорской школе набор в класс гитары завершился, и нам предложили годик подождать, а пока пойти в класс баяна. Мой первый учитель по этому инструменту Вячеслав Иванович Булгаков буквально влюбил меня в этот инструмент. Оттуда все началось, и продолжается по сей день вот уже 40 лет.

- А как дальше развивался ваш союз с баяном, как он стал Вашей профессией?

- Мы оказались снова в Джамбуле, где я оканчивал среднюю школу и музыкальную имени Дины Нурпеисовой под руководством Григория Исаевича Киршнера, который преподавал мне музыкальную литературу, а класс баяна вел Анатолий Григорьевич Шауберт. Они, как это принято говорить, дали мне путевку в музыкальную жизнь. Здесь я впервые участвовал в областном конкурсе баянистов, на котором с концертмейстером Людмилой Киршнер исполнил концерт для баяна и фортепиано композитора Рыбалкина. Получил второе место. Запомнились слова Григория Исаевича, возглавлявшего жюри: «Я ставлю тебе «девятку», чтобы ты не зазнавался, а вообще, выступил ты хорошо». Так вот, после школы вопроса «Кем быть?» не было. Окончил с «красным» дипломом музыкальное училище в городе Фрунзе (ныне Бишкек), там же Киргизский государственный институт искусств (аналог консерватории. – Прим. авт.) имени Бибисары Бейшеналиевой, где заведующий кафедрой баяна и аккордеона Борис Вениаминович Фейферман тоже сыграл большую роль в моей жизни. Пять лет увлекательной учебы растянулись на семь – призвали на два года в армию.

 - Там, наверное, «на всю катушку» использовали ваши талант и образование? Какая служба без баяна?

 - В точку попали! Тогда действительно специалистами в армии не разбрасывались, а я уже был почти профессионал. В воинской части руководил внештатным духовым оркестром из 15 человек, кроме того из числа музыкантов организовал вокально-инструментальный ансамбль. Армейские годы не прошли напрасно. Потом вернулся в свою консерваторию, которую успешно окончил.

 - И здесь начинается великий труженик Владимир Сорокин.

 - Как говорил известный литературный персонаж, «цветов и аплодисментов не надо...».

За распределением на работу пришлось походить самому, чтобы ускорить процесс. На руках оказались два направления: в музыкальный ансамбль Бишкекской филармонии, сопровождавший выступления ансамбля танца Киргизии, и в Центральную музыкальную школу имени Шубина. Это было престижное музыкальное учебное заведение, остановился на нем. В школе дали хорошую учебную нагрузку, к ней еще руководил оркестром баянистов. Подрабатывал на музыкальной кафедре Женского педагогического института. Зарабатывал более 300 рублей – о чем можно было мечтать молодому специалисту? Была редкая возможность слушать приезжих крупных музыкантов в филармонии, каждый из них обязательно выступал и в нашей школе, располагающей прекрасным концертным залом. С энтузиазмом отработал диплом, положенные два года, но получить квартиру там не светило. В Таразе же у мамы была четырехкомнатная квартира в девятом микрорайоне. К тому же услышал, что в городе наконец-то открывается музыкальное училище, и в 1991 году приехал домой.

 - Вот мы добрались до главного, Вашей работы на радость жамбылцам. Как здесь, все гладко?

 - Знаете, и да, и нет – я имею в виду некоторые «особенности местной культурной жизни». А с работой было все нормально. Начал работу во вновь открытом музыкальном училище, где через год стал заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В 1994 году состоялся первый выпуск и, как говорится, грянула так называемая «оптимизация» объектов культуры. Было ликвидировано знаменитое на весь юг Казахстана культпросветучилище, которое, объединившись с музыкальным, стало именоваться Колледжем культуры и искусства. У его директора Талгата Султангиреева я работал заместителем по учебной работе. Работали до 1997 года, когда нас еще раз объединили с педагогическим колледжем имени Абая и получился Гуманитарный колледж. Там я длительное время проработал завучем по учебно-методической работе, вел класс баяна и аккордеона.

- Что Вы думаете о так называемой «оптимизации»? И еще, как Вы оцениваете современное музыкальное образование в городе и области?

 - Предупрежу сразу, что это сугубо мое мнение, как говорится «ничего личного, только искусство». Случившаяся в 90 - е годы оптимизация культуры была страшной ошибкой. Закрывались дома и дворцы культуры, сельские клубы, библиотеки, музыкальные школы, бездумно объединялись и перепрофилировались учебные заведения культуры. Говорят же, что «скупой платит дважды», так оно и вышло. Государство предполагало сэкономить на этом, но то, что можно было делать в других сферах, отрицательно сказалось на культурной. Мне до сих пор не понятно, зачем, к примеру, исполнительное искусство объединили с педагогикой – это очень тонкие, специфичные, разные сферы. И в одном, и в другом есть свои каноны, своя методика и прочее, а нас начали обтесывать под общую педагогику. Музыка, в особенности подготовка музыканта, этого не терпит. Здесь, а это доказано тысячелетиями, все зависит от учителя - профессионального музыканта, с которого ученик берет пример. Я не обобщаю, но сейчас такого подхода нет. Педагоги, которые преподают музыку, сольно сами не играют, сели в кресло и считают «и раз, и два, и три...». Раньше у нас как было: проработал год, дай сам итоговый отчетный концерт, или концерт класса, или концерт педагогов кафедры. Я видел, как играет мой педагог и стремился к его высотам, была атмосфера соревновательности. Мы давали концерты в школах и на предприятиях, пропагандировали музыкальные инструменты. Дети и молодежь, видя искусство сверстников, массово тянулись к музыке. Но все это в прошлом...

- Вы постоянно занимались преподавательской деятельностью, поэтому интересно бы услышать о Ваших выпускниках. Они стали профессиональными баянистами, аккордеонистами?

- У меня 15 выпускников, о которых я говорю с гордостью и удовольствием. Правда, жизнь разбросала всех далеко, вплоть до Германии, с некоторыми давно нет связи. Знаю, что все они стали достойными людьми, многие работают с баяном и аккордеоном. К примеру, баянист Володя Шейнеман играет в оркестре областной филармонии, Юля Нагина работает учителем музыки и пения в городской гимназии № 24. Салтанат Кенжебекова окончила Алматинскую консерваторию и работает в Гуманитарном колледже по классу аккордеона. Не Вам объяснять, что подготовка музыканта – это штучная работа. Если 10 процентов выпускников музучилища идут работать по профессии – это уже хорошо. Если из них 10 % поступают в консерваторию – еще большая редкость. Я из своего курса училища, а это 15 человек, один продолжаю профессиональную деятельность. Остальные ушли, кто куда, занимаются кто чем...

- Вы давно сотрудничаете с Русской общиной города Тараза?

 - С ней я связан со студенческой скамьи. В Бишкеке, в свое время, было мощное славянское культурное движение, которое организовывало даже Всесоюзные конкурсы музыкантов. Я участвовал в VI Республиканском конкурсе молодых исполнителей, завоевал звание лауреата третьей премии. Министерство культуры направило меня на III Всесоюзный конкурс в Воронеж, но мы опоздали на день и были в роли зрителей. В 1991 году участвовал во Всесоюзном конкурсе баянистов памяти Ивана Паницкого, лауреат первого Всесоюзного фестиваля баянистов. С первой встречи с великим организатором и энтузиастом Светланой Чаутиной я сказал, что буду с Русской общиной Тараза всегда. Вместе мы уже 18 лет из 20 лет деятельности общины. Это работа абсолютно, целиком и полностью на общественных началах.

 - А что, извините, кормит?

 - Конечно же, основная работа. 18 лет работаю с хором ветеранов «Красная гвоздика», поначалу в качестве концертмейстера, а потом и руководителя. Как уже говорил, работал в Гуманитарном колледже. В настоящее время коллективов, с которыми я работаю, стало больше. Кроме хора, работаю с казахским вокальным коллективом «Асыл ана» при городском Доме культуры. В прошлом году он получил звание «народного коллектива». Работаю в Центре внешкольной работы и детского творчества как педагог дополнительного образования, аккомпанирую хореографии. Это прекрасное дело – народный танец, на мелодиях которого я оттачиваю свое исполнительское мастерство.

 - Когда и как все успеваете? Ведь все требует репетиций?

 - Вы не знаете (смеется), что у меня в селе Аса есть еще один народный коллектив, который называется «Аса сазы» и которому уже 30 лет. Там я играю в качестве баяниста. А везде успеваю потому, что баян и музыка – это вся моя душа, вся моя жизнь, в которой я занимаюсь тем, что мне интересно.

 - Наверное не ошибусь в том, что вся Ваша семья «заражена» музыкой?

 - А как же может быть иначе? Супруга Наиля тоже музыкант, окончила класс фортепиано музыкальной школы имени Глинки, отделение оркестрового дирижирования в культпросветучилище, а затем педагогический институт культуры в Шымкенте. Сын, восьмиклассник Евгений, занимается на фортепиано. Дочь Диляра, пианистка по образованию, поет, дает концерты, записывает новые песни.

 - И, наконец, несколько слов о Ваших творческих планах?

 - Не будем заглядывать далеко. Готовлю юбилейный сольный концерт, который по складывающейся уже традиции, состоится в феврале. Постоянно занимаюсь, ищу новые произведения. Не раскрывая секрета, могу сказать, что концерт будет носить эстрадный характер.

 - Большое спасибо за интервью. Желаем Вам жизненного и творческого долголетия!