В современной системе образования из года в год совершенствуются методические подходы, появляются новые тренды дополнительного образования.
Сегодня в казахстанских образовательных учреждениях при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан и Международного университета информационных технологий внедряются элективные курсы по робототехнике, в основу изучения которых вошли такие дисциплины, как электроника, механика, телемеханика, информатика, радиотехника, программирование, электротехника, физика. Правда, пока этот вид дополнительного образования введен, в основном, в специализированных учебных заведениях. В рамках кружковой работы школьники седьмых – десятых классов учатся собирать роботов из готовых Lego-конструкторов и «оживлять» их с помощью простого программного обеспечения. Сейчас юные инженеры страны готовятся к республиканской олимпиаде по робототехнике WRO 2016, которая пройдет 8-9 октября в столице. Отборочные этапы соревнований прошли во всех регионах. Победители республиканской олимпиады в составе национальной сборной Казахстана поедут на заключительный этап Word Robot Olympiad в Индию. Главной целью олимпиады является объединение молодых людей всего мира с научно-техническими способностями, привлечение внимания школьников к перспективным областям науки и техники, раскрытие их творческого потенциала и способностей решать сложные задачи посредством робототехники.
В региональном этапе республиканской олимпиады по робототехнике по Жамбылской области приняли участие ученики Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления и казахско-турецкого лицея для одаренных мальчиков города Тараза. В течение дня в спортивном зале НИШ 15 команд, состоящих из двух участников и одного тренера, состязались в умении быстро решать сложные задачи, связанные с робототехникой. Соревнования проходили по всем правилам международной олимпиады WRO. Главной темой нынешнего сезона стал девиз «Борись с отходами». Учащимся было предложено собрать такого робота, который мог бы стать полезным для уборки, сортировки и утилизации мусора. В первой части олимпиады перед участниками стояла задача за определенное время собрать робота и подключить его к программе. Во второй части соревнований команды запускали роботов на подготовленную площадку.
- Роботы должны были взять кубик (отход) определенного цвета и доставить его в контейнер такого же цвета. Вся сложность заключалась в том, что участники не знают заранее, как будут располагаться кубики и контейнеры, - рассказывает учитель информатики НИШ, судья соревнований Юлия Пряничникова. - Заданный алгоритм действий не всегда получается точным, робот неправильно поворачивается или не доносит кубик до нужного пункта. Для корректировки программы командам предоставляется всего 15 минут, в этом - главная сложность. Поэтому в робототехнике важна слаженная командная работа. Ребята должны быстро провести анализ проблемы и составить план для ее решения.
Трудно было сдержать эмоции и участникам, и болельщикам, когда робот ошибался буквально на один сантиметр. Оценивала работы участников судейская коллегия в составе учителей информатики НИШ ФМН и общеобразовательных школ города.
Не менее эмоционально прошли соревнования по второй категории «Футбол». Роботам нужно было выполнить задачи практически такие же, как и в настоящей игре: забить как можно больше голов в ворота соперника, защитив при этом свои. На имитированном футбольном поле друг против друга выступили две команды искусственных интеллектов, в каждой - один вратарь и один нападающий.
По итогам соревнований лучшие результаты в основной категории показали ученики Назарбаев Интеллектуальной школы Владислав Лигай, Роман Мухтаров, Дархан Сатбеков и Диас Калдыбек. Среди учащихся казахско-турецкого лицея для одаренных мальчиков отличились ребята из средней возрастной группы, заняв второе место. Победителями в футболе также стали учащиеся НИШ города Тараза.
Екатерина САФОНКИНА, фото автора