Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 20 дек, 12:02

Правильным курсом

«Стратегия Казахстан-2050 – это гармоничное развитие Стратегии Казахстан-2030 на новом этапе. Это ответ на вопрос, кто мы, куда идем и где хотим быть к 2050 году. Уверен, что молодое поколение интересует именно это. Исходя из всего этого, я предлагаю проект Нового политического курса нации до 2050 года. Это и будет моим Посланием народу Казахстана. Я хотел бы дать свое видение основных направлений Стратегии Казахстан-2050», - обратился к казахстанцам Н. Назарбаев.

 

1. Всеобъемлющий экономический прагматизм.

Суть экономической политики Нового курса - всеобъемлющий экономический прагматизм. Фактически, это кардинальная ломка наших сегодняшних взглядов и подходов. Что это означает?

Первое. Принятие всех без исключения экономических и управленческих решений с точки зрения экономической целесообразности и долгосрочных интересов.

Второе. Определение новых рыночных ниш, где Казахстан может участвовать как равноправный бизнес-партнер. Создание новых точек экономического роста.

Третье. Создание благоприятного инвестиционного климата с целью наращивания экономического потенциала. Прибыльность и возврат от инвестиций.

Четвертое. Создание эффективного частного сектора экономики и развитие государственно-частного партнерства. Государственное стимулирование экспорта.

Новая кадровая политика:

Необходимо внедрять современные инструменты менеджмента и принципы корпоративного управления в государственном секторе. Одновременно с этим нам следует извлекать пользу из международного разделения труда, в частности, привлекать внешний кадровый ресурс для реализации некоторых задач нашего Нового курса через программы аутсорсинга. Мы должны также привлекать лучших иностранных специалистов на открытом рынке и приглашать их работать к нам в страну.

Бюджетная политика:

Мы должны вооружиться новым принципом бюджетной политики – тратить только в пределах своих возможностей и сократить дефицит до максимально возможного минимума. Необходимо наращивать резервы на «черный» день, обеспечив их сохранность в долгосрочной перспективе. Отношение к бюджетно-финансовому процессу должно стать таким же бережным и продуманным, как к частным вложениям. Иными словами, ни один бюджетный тенге не должен быть потрачен впустую.  

Налоговая политика:

Необходимо ввести благоприятный налоговый режим для объектов налогообложения, занятых в области производства и новых технологий. Мы должны стимулировать участников рынка к конкуренции, а не к поиску способов ухода от налогов. Новая налоговая политика должна иметь социальную направленность. Для этого необходимо, начиная с 2015 года, разработать комплекс стимулирующих мер, в том числе предусматривающих практику освобождения от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование и медицинское страхование себя, своей семьи, сотрудников. 

Денежно-кредитная политика:

Учитывая неблагоприятную обстановку в мировой экономике мы должны будем обеспечить защиту доходов каждого казахстанца и удерживать приемлемый для экономического роста уровень инфляции.

Индустриализация страны:

К 2050 году Казахстан должен полностью обновить свои производственные активы в соответствии с самыми новейшими технологическими стандартами.

Мы должны развивать новые производства с упором на расширение несырьевого сектора, ориентированного на экспорт. Мы должны сфокусировать Госпрограмму по форсированному индустриально-инновационному развитию на импорт промышленных мощностей и обмен технологиями. Для этого нам нужна подпрограмма по созданию и развитию совместных международных компаний и выгодных для страны партнерств.

Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики:

Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти, по крайней мере, вдвое. Во-первых, мы должны создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу. Для этого необходимо: поощрять стремление малого и среднего бизнеса к объединению и кооперации и создать систему их поддержки и поощрения; предусмотреть введение новой, более жесткой, системы ответственности для госчиновников, которые создают искусственные препоны для бизнеса. Во-вторых, для построения надежного диалога на принципах государственно-частного партнерства необходимо продолжить консолидацию бизнеса, что решает задачу широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в реализацию этой новой стратегии. В-третьих, нам необходима вторая волна широкомасштабной приватизации. Это непростой шаг, так как будет означать перераспределение ответственности между государством и рынком. Но мы должны пойти на него, чтобы сохранить высокие темпы экономического роста.

2. Новые принципы социальной политики - социальные гарантии и личная ответственность.

Наша главная цель - социальная безопасность и благополучие наших граждан. Это лучшая гарантия стабильности в обществе. Главная задача – не допустить роста бедности.  Мы должны установить для наших граждан минимальные социальные стандарты и гарантии, которые должны прямо зависеть от роста экономики и бюджета.

Сюда должны включаться:

Прежде всего, расширение списка потребностей индивида и включение в него статей на образование и здравоохранение (в том числе для безработных и нетрудоспособных с целью их большей социализации), здоровое питание и здоровый образ жизни, удовлетворение интеллектуальных и информационных запросов и т.д.

Во-вторых, государство должно оказывать социальную поддержку только тем группам, которые в этом нуждаются. Что для этого нужно сделать?

Государство будет нести полную ответственность за адресную поддержку социально уязвимых слоев общества – пенсионеров, инвалидов, нетрудоспособных, больных детей и др. Необходимо постоянно совершенствовать систему социального и пенсионного обеспечения, всемерно защищать материнство и детство. У нас должны быть четкие программы обучения и переподготовки безработных, увязанные с потребностями рынка труда. Государство должно оказывать социальную поддержку безработным, при условии, что человек, попавший в эту категорию, осваивает новую профессию и идет переучиваться.  В-третьих, мы должны сосредоточиться на решении проблем социальных дисбалансов в развитии регионов. Правительству необходимо уже в первой половине 2013 года определить и тарифицировать перечень необходимых и перспективных проектов в регионах. Поручаю Правительству совместно с акимами областей в 2013 году принять программу по развитию малых городов. Она должна стать долгосрочной, создав целый ряд индустриальных проектов на их базе.

Важнейшей составной частью социальной политики на новом этапе я объявляю защиту материнства и детства. Дорогие женщины! Вы - опора семьи, а значит - опора государства. Какой наша страна будет в будущем напрямую зависит от того, что мы сегодня воспитываем в наших детях. Прежде всего, необходимо уделять большое внимание воспитанию наших дочерей. Именно они - будущие жены, будущие матери, хранительницы домашнего очага. Казахстан – светское государство. Обеспечивая гражданам свободу совести, государство, тем не менее, будет очень жестко противостоять самодеятельным попыткам навязывать обществу какие-либо общественные нормы, идущие вразрез с нашими традициями и законодательством. Мы должны создать все условия для того, чтобы девушки Казахстана могли получать качественное образование, хорошую работу и быть свободными. Они должны иметь возможность пользоваться банковской карточкой, водить автомобили, делать карьеру, быть современными, не наряжаться и не укутываться в чуждые нам одежды, которые у нас никогда не носили. У нашего народа своя культура, свои традиции и обычаи. Девушка, женщина всегда была равноправным членом нашего общества, а мать – его самым почитаемым лицом.

Мы должны оберегать наше материнство. Меня тревожит ситуация с ростом бытового насилия над женщинами и детьми в семьях. Неуважительного отношения к женщине не должно быть. И сразу скажу, что такое насилие должно пресекаться предельно жестко. Государство должно особенно жестко пресекать совсем уже вопиющие случаи сексуального рабства, отношения к женщине, как к товару. У нас в стране много неполных семей. Государство должно помогать матерям, которые одни воспитывают ребенка. Мы должны предоставлять женщинам гибкие формы занятости, создавать условия для работы на дому. Закон, государство и я будем на стороне наших женщин.

В мирное время мы имеем тысячи сирот – наши детские дома и приюты переполнены. Наше государство и общество должны поощрять усыновление сирот и строительство детских домов семейного типа.

Дети – наиболее уязвимая и самая незащищенная часть нашего общества и они не должны быть бесправными. Как Лидер нации я буду требовать защиты прав каждого ребенка. Любой ребенок, который родился на нашей земле, – казахстанец. И государство должно заботиться о нем. Я против разводов, необходимо воспитывать молодежь в духе ценности семьи, пагубности разводов, потому что из-за них прежде всего страдают дети. Лозунг «Все лучшее – детям» должен стать принципом для всех родителей.

Здоровье нации – основа нашего успешного будущего.

Ключевые приоритеты: обеспечить предоставление качественных и доступных медицинских услуг; обеспечить диагностирование и лечение максимально широкого спектра болезней; профилактическая медицина должна стать основным инструментом в предупреждении заболеваний; необходимо сделать большой упор на информационно-разъяснительной работе с населением страны; внедрять услуги «смарт-медицины», дистанционной профилактики и лечения, «электронной медицины»; охватить всех детей в возрасте до 16 лет всем спектром медицинского обслуживания; кардинально улучшить систему медицинского образования; создать условия для роста частной медицины - во всем развитом мире значительная часть медицинских услуг оказывается частным сектором.

3. Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии:

С учетом моего видения Стратегии развития Казахстана до 2050 года, произвести «перезагрузку» Стратегических документов, по которым работает и живет страна.

Общество и граждане должны быть непосредственно вовлечены в процесс принятия государственных решений и их реализацию. Через органы местного самоуправления нужно предоставить населению реальную возможность самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения. Нам нужно усилить общественный контроль, влияние граждан на ситуацию на местах. Поэтому я принял решение ввести выборность аульных акимов через маслихаты. Выборы мы начнем проводить уже в 2013 году. Всего будут избираться 2533 акима, в том числе акимы сельских округов, поселков, а также 50 акимов городов районного значения. Это 91,7% от общего числа акимов всех уровней!

Государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции. Мы должны резко усилить борьбу с коррупцией, в том числе посредством совершенствования антикоррупционного законодательства, с тем, чтобы достичь нашей конечной цели – искоренить коррупцию как явление. Мы должны продолжить реформу правоохранительных органов и спецслужб. Без этого мы не решим задачи формирования «нулевой терпимости» к беспорядкам и искоренения коррупции.

Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности.

За годы независимости Казахстан состоялся как равноправный участник международных процессов и нам удалось создать благоприятные внешние условия. Наши приоритеты являются неизменными – развитие партнерства с нашими соседями – Россией, Китаем, странами Центральной Азии, а также США, Европейским Союзом, странами Азии. Мы будем укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Наша ближайшая цель – создать Евразийский экономический союз. При этом мы четко заявляем, что вопросы будут решаться консенсусом. Политический суверенитет не будет ущемляться.

Новый казахстанский патриотизм.  Граждане доверяют государству только тогда, когда есть перспектива, есть возможности для развития, личного и профессионального роста. Государство и народ должны это осознавать и работать вместе. Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это прежде всего гордость за страну и ее достижения. К 2050 году нам надо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, в будущем. Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле.

Равенство прав граждан всех этносов. Все мы являемся казахстанцами, имеющими равные права и равные возможности. Мы многонациональное общество. И в вопросе межнациональных отношений не должно быть никаких двойных стандартов. Все должны быть равны в государстве. Не будет и не должно быть никаких преференций никаким этносам, права и обязанности у всех одинаковы. Мы строим общество равных возможностей, общество, где все равны перед законом. Мы никогда не должны даже допускать мысли, что поступление на учебу, устройство на работу и карьерный рост будет решаться по этническому признаку. Я требую, чтобы Правительство и акимы навели порядок в трудовой политике. Надо, чтобы на работу, особенно в органы местной власти, набирали лучших, вне зависимости от этнической принадлежности. Критерий один – высочайшая этика и профессионализм. Необходимо исправить однобокость, наблюдаемую при подборе кадров в министерствах и акиматах всех уровней. В нашем обществе не должно быть «лишних» или «чужих», «наших» и «ненаших». Мы не можем оставлять «за бортом» ни одного гражданина нашей страны. Каждый казахстанец должен ощущать поддержку и опору власти. Все, кто пытается вбить «клин» в межэтническое согласие нации должны преследоваться по закону.

Казахский язык и триединство языков.

Казахский язык – это наш духовный стержень. Наша задача – развивать его, активно используя во всех сферах. Мы должны оставить в наследство нашим потомкам современный язык, в котором к опыту многих поколений наших предков был бы гармонично добавлен и наш заметный след. Это задача, которую должен самостоятельно решать каждый уважающий себя человек.

Государство, со своей стороны, многое делает для укрепления позиций государственного языка. В настоящее время мы принимаем активные меры по созданию условий для того, чтобы наши дети наряду с казахским активно изучали русский и английский языки. Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне. К русскому языку и к кириллице мы должны относиться столь же бережно, как к казахскому языку. Всем очевидно, что владение русским языком – это историческое преимущество нашей нации.

Нельзя игнорировать тот факт, что именно посредством русского языка уже на протяжении не одного столетия казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют свой кругозор и круг общения как внутри страны, так и за ее пределами. Мы должны сделать рывок в изучении английского языка. Владение этим «лингва франка» современного мира откроет для каждого гражданина нашей страны новые безграничные возможности в жизни.

Религия в Казахстане XXI века.

Сегодня остро стоит вопрос нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений. Часть молодых людей слепо воспринимает этот чужой взгляд на жизнь, так как у части нашего общества слабый иммунитет к чуждому псевдорелигиозному воздействию. Наша Конституция гарантирует свободу вероисповедания, это – факт. Однако, как известно, безграничной свободы не бывает, это – хаос. Все должно быть в рамках Конституции и законов. Сегодня, в век интернета и высоких технологий, когда информационный поток колоссален, «фильтр» должен быть внутри человека. Внутренний «фильтр» должен задавать вопросы: надо ли нам, чтобы наши матери, сестры, дочери носили одежды других народов, укутывались в платки? Не ели с нами за одним столом? Не водили автомобили? Все это – устоявшиеся традиции других народов, но таких нравов в нашей степи никогда не было. Почитайте классику, посмотрите фильмы. Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан – светское государство.

Государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Мы должны совершенствовать наше законодательство с целью нейтрализации проявлений религиозного радикализма и экстремизма. Мы должны также совершенствовать антитеррористическое законодательство. Государство должно пресекать экстремизм и радикализм, откуда бы он ни исходил. Нам нужно усилить профилактику религиозного экстремизма в обществе, особенно в молодежной среде. Нам следует быть готовыми выступать посредником в горячих точках в регионе, в рамках Большого Ближнего Востока и даже на более глобальном уровне для разрешения религиозных и этнических конфликтов.

Каким я вижу Казахстан будущего?

Я твердо уверен, что казахстанцы 2050 года – это общество образованных, свободных людей, говорящих на трех языках. Они граждане мира. Они путешествуют. Они открыты новым знаниям. Они трудолюбивы. Они патриоты своей страны. Я убежден, что Казахстан 2050 года - это общество всеобщего труда. Это государство с сильной экономикой, где все делается для человека. Где лучшее образование, лучшее здравоохранение. Где царит мир и спокойствие. Где граждане свободны и равны, а власть справедлива. Там верховенство закона. Я верю в то, что мы движемся правильным курсом, и ничто не сможет сбить нас с верного пути. И наконец, я обращаюсь к нашей молодежи. Вы – воплощение всех наших надежд на будущее. Все что делается нами сегодня – делается для вас. Большинству из вас столько же лет, сколько и нашему независимому Казахстану. А к 2050 году вы уже зрелые граждане, принявшие участие в исполнении этой программы. Дальнейший путь страны определять Вам.

Полный текст Послания Президента РК народу Казахстана читайте на официальном сайте Н. Назарбаева – www. akorda.kz