С 1 сентября все школы страны перешли на новые стандарты образования. В число 30 пилотных школ, где проходила апробация обновленной программы, вошли две школы нашего региона.
Поэтапный переход на обновленное содержание образования стартовал в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех» и государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы. В этом году по новой программе и новым учебникам, разработанным АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» начали заниматься все первые классы.
Вопросы внедрения программы обновленного содержания руководители и педагоги общеобразовательных учреждений области обсудили на круглом столе, организованном филиалом АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области». В ходе встречи рассмотрены актуальные вопросы профессионального развития педагогов в контексте обновления содержания среднего образования, подходы по реализации новой образовательной реформы, перспективы в образовании. Как сообщила директор ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по Жабылской области» Галия Сыздыкбаева, в 2016 году по программе обновленного содержания обучены учителя начальных классов, русского и казахского языков, а также учителя изобразительного искусства и музыки. Курсы повышения квалификации прошли 2692 педагога. Каждый учитель получил новые учебные программу и план, педагогическое руководство и рекомендации. Апробация новой программы в регионе прошла в двух пилотных школах - многопрофильной гимнгазии № 41 им. А.С. Пушкина города Тараза и в школе-лицее № 1 села Кулан района Т. Рыскулова.
Современный школьник – творческая личность
Чем же кардинально отличается новая программа образования в начальных классах от прежней? На этот вопрос ответила заведующая кафедрой дошкольного воспитания и начального обучения ФАО «НЦПК «Өрлеу» Ляйля Темирханова:
- Целью обновленного начального образования является создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и творческого развития личности обучающихся. В основе концептуальной идеи программы лежит задача развить у школьников навыки широкого спектра: умение творчески мыслить, самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике. Большое внимание уделяется воспитательному моменту и повышению потенциала нравственных духовных качеств, прививаются такие цености, как казахстанский патриотизм, гражданская ответственность, уважение, сотрудничество, труд и обучение на протяжении всей жизни. Таким образом, в программе появилось много новых тем, которых раньше не было.
Дети работают теперь больше в группах и парах, благодаря чему быстрее привыкают к друг другу, учатся общаться между собой. В обновленной программе предусмотрено привлечение школьников к научно-исследовательской деятельности. Начиная с первого класса дети будут проводить маленькие эксперименты и опыты, самостоятельно делать выводы. Предусмотрено также использование информационно-коммуникативных технологий. Программа обновленного содержания направлена на то, чтобы при выходе из школы ребенок обладал навыками и знаниями, отвещающими запросам времени.
Руководители и педагоги многопрофильной гимнгазии № 41 им. А.С. Пушкина города Тараза и школы-лицея № 1 села Кулан района Т. Рыскулова рассказали, как прошло внедрение обновленного содержания в их учреждениях, поделились впечатлениями от работы и выразили свои пожелания по дальнейшей реализации реформы.
- Безусловно, при изучении новой программы и новых учебников нашим педагогам пришлось много потрудиться. Большую помощь в этом нам оказали коллеги из Назарбаев интеллектуальной школы и центра педагогического мастерства, - отметила директор школы-лицея № 41 Жамиля Торебекова. - Дети с удовольствием посещали занятия, активно выполняли творческие задания, с интересом работали в группах. Методика новой программы основана на взаимодействии учащихся в коллективе, что в будущем им очень пригодится. Оценивание учащихся проводится по критериальному принципу, то есть педагоги и родители видят, что удалось достичь ребенку и над чем предстоит поработать.
Программа обновленного содержания включила ряд изменений, касающихся и ведения документации. Этот вопрос педагоги также детально обсудили в ходе круглого стола. Традиционный календарный план заменит теперь долгосрочный план, вместо поурочного – учителя будут составлять краткосрочный план. По мнению педагогов, это новшество позволит подготовиться им к работе более тщательно. Позитивно воспринят педагогической общественностью переход на пятидневную учебную неделю.
Екатерина САФОНКИНА, фото автора