Первого сентября на торжественную линейку, посвященную Дню знаний, открывающемуся единым тематическим уроком «Мы – патриоты своей страны», посвященном 25-летию Независимости Республики Казахстан, одновременно выстроились около 500 учащихся единственной в Жамбылской области специализированной школы № 3 для одаренных детей с обучением на трех языках.
На первый взгляд, здесь происходило то же самое, что и в тысячах школ Казахстана. Празднично одетые, сияющие улыбками дети, их родители и учителя, море цветов, поздравления, стихи о Родине и школе, песни и танцы. Необычным было то, что в строю отсутствовали первоклассники, традиционные, как и выпускники, виновники торжества. Необычным было и выступление директора школы Рахат Раушановой, прозвучавшее как краткий, яркий, мобилизующий на новые успехи отчет перед коллективом по итогам прошлого учебного года.
- Он был очень плодотворным, - с гордостью подчеркнула Рахат Аркабаевна. – Это завоеванный нашим общим трудом гран-при «Лучшей специализированной школе Республики Казахстан для одаренных детей», за который боролись 62 школы страны. Наши учащиеся успешно участвовали во всех областных и республиканских конкурсах по защите научных проектов и предметных олимпиадах. Из 32 выпускников 15 стали призерами республиканских и международных конкурсов, состоявшихся в России, Швеции, Румынии, США, на Кипре. Девятиклассница Еркежан Кайназарова подняла флаг Казахстана в Республике Корея, завоевав звание «Молодой ученый» и приз. Все 32 выпускника нашей школы поступили в ведущие вузы Казахстана, России, Чехии.
Трое наших учителей (по одному за каждые последние три года) завоевали звание «Ұздік педагог», девять учителей вышли победителями в конкурсе авторских учебных программ, шестеро - в республиканском конкурсе «Талантливый учитель одаренных детей», двое - в фестивале инновационных педагогических идей. Предмет нашей особой гордости - победа в конкурсе за звание «Лучшее образовательное учреждение Жамбылской области» и венчающий ее сертификат на сумму 18 287 300 тенге, которые будут использованы на замену компьютерных классов и приобретение другого современного оборудования. Поздравляю с этим и желаю новых побед в 2016-2017 учебном году. В добрый путь по Стране Знаний!
Прозвучал традиционный первый звонок, ученики с классными руководителями разошлись на тематический классный час, а директор школы, пригласив в свой кабинет, ответила на вопросы.
- Рахат Аркабаевна, буквально несколько слов о Вашей замечательной и такой необычной школе.
- Она была основана в 1937 году, носила имя Н. К. Крупской. Еще в советское время в числе первых здесь перешли на углубленное изучение английского языка, тогда и был заложен фундамент обучения школьников на нескольких языках. В 2008 году школа получила статус «Специализированная школа для одаренных детей с обучением на трех языках». Это действительно пока единственная такая школа в области.
- Это очередной эксперимент?
- Нет. Это уже девятый учебный год работа по государственному учебным плану и программе для такого типа школ, как наша, по современным понятиям «трехъязычных».
- Как это выглядит на практике?
- В начавшемся учебном году у нас 11 классов с обучением на государственном языке и столько же - с обучением на русском. С пятого класса изучением естествознания начинается ведение определенных предметов на английском языке: с шестого на нем преподается биология, с седьмого – физика. В седьмых-девятых классах предмет истории Казахстана в классах с русским языком обучения ведется на казахском языке, с казахским языком обучения – на русском. При этом казахский язык в русских классах преподается по программе для казахских школ, в казахских классах - по программе для русских школ.
- На линейке я видел один четвертый класс, а где остальные, младшие?
- Этот четвертый класс остался с эксперимента по раннему изучению английского языка, он успешно завершается и на следующий год закроется, ребята перейдут в пятый класс, с которого мы ведем набор. В нашем типе школ начальное звено не предусмотрено.
- Успехи учащихся и выпускников Вашей школы очевидны. В стране начинается переход на трехъязычное школьное обучение, вокруг этого много споров, еще больше скептицизма. Ваше мнение по этому поводу?
- Трехъязычие в среднем образовании уже реально существует, и мы это доказываем. Наши дети и педагоги, говорящие на казахском и русском языках, ежедневно с удовольствием общаются на уроках и вне занятий, создавая ту самую устойчивую языковую среду, в которой происходит взаимообучение и совершенствование в языкознании. И за английским дело не станет – есть желание учеников и опыт учителей.
- Спасибо за убедительные ответы.
Михаил БУНИН, фото автора