Говоря о непередаваемом звучании прославленного в мире оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы, знатоки утверждают, что драматизм добавляют ударные вместе с домбрами, лирику и нежность – жетиген и сабызгы, а глубину и философию – кыл-кобыз. Поэтому, вначале, немного о виновнике торжества, кылкобызе. В XX веке, благодаря исследованиям европейских ученых было доказано, что кобыз - самый древний в мире смычковый струнный инструмент, созданный в незапамятные времена тюркскими племенами и ставший прародителем ранних европейских инструментов, а затем современных скрипки, альта, виолончели, контрабаса. В своем первозданном виде кобыз под разными названиями сохранился в наше время у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, Закавказья и ряда других. Кобыз выдалбливается из одного цельного куска дерева (можжевельника, клена, сосны, березы), ибо по древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как две струны кобыза из пучка некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр, который извлекается смычком, изогнутым в форме охотничьего (военного) лука, с натянутым пучком конских же волос. По легенде казахский кобыз создал в IX веке Коркыт ата, великий шаман и сказитель степей по берегам Сырдарьи, признанный отец музыки и песни тюрков. Ыкылас Дукенулы (1843—1916 г.г.), казахский народный композитор-кюйши, кобызист, которому не было равных, один из основателей школы кобыза, развил и углубил звуковой комплекс этого инструмента «с человеческим голосом» и поставил его на службу новой жизни народа. Как и века тому назад, кобызу характерна богатейшая звукоизобразительность: подражание крику лебедя, вою волков, бегу коня, звуку пущенной стрелы.
Эти изобразительные приемы, неисчерпаемые возможности инструмента оказались подвластны студентам высших и средних музыкальных учебных заведений страны, а также талантливым самодеятельным исполнителям-участникам II республиканского конкурса кобызистов имени Ыкыласа Дукенулы. Состязаясь в трех турах, музыканты исполняли обязательную программу из произведений Коркыта и Ыкыласа, а также три кюйя, выпавшие по жребию из 11 данных. Как оказалось в результате, профессиональному жюри под председательством известного кобызиста Абдыманапа Жумабекулы, Заслуженного работника образования и науки РК (Алматы), из-за высокого исполнительского мастерства конкурсантов невозможно было в каждом из трех призовых мест отдать предпочтение кому-то одному. Гран-при был удостоен Тохтар Агыраев из города Астаны. Первое место поделили алмаатинцы Мольдир Есбол, Дамир Абашеев и Кумис Нусипбек. На втором месте представители Астаны Олжас Курманбек и Фариза Оралбаева, а также Санджай Альмишев из Жезказгана. Лауреатами третьей премии стали Айгерим Ерсайнова (Астана), Бакжол Акажан (Алматы) и наши земляки – таразцы Дана Есеналиева и Казыбек Молдыбаев. Дипломантами названы Айымгуль Орынбаева (Астана) и Айдана Рустембекова из Кызылординской области. Наряду с полученными дипломами соответствующих степеней и денежными премиями, победители конкурса были удостоены чести сыграть на кыл-кобызе самого Ыкыласа Дукенулы. Эта драгоценная реликвия, которой более 150 лет, после реставрации красуется в экспозиции Жамбылского областного историко-краеведческого музея. Конкурс завершился большим гала-концертом, в котором приняли участие все его лауреаты и дипломанты, а также гости из Астаны: квартет кобызистов «Тілеп», ансамбль «Жетигеншілер» и ансамбль исполнителей на древних национальных инструментах «Коркыт ата». Подводя итоги этого праздника народной музыки, начальник Управления культуры акимата Жамбылской области Айнур Саденова сообщила, что этот республиканский конкурс отныне приобретает статус традиционного и будет проводиться в Таразе через каждые два года.