Наш маленький аэропорт
Только старожилы, наверное, помнят, что в 80-е годы из нашего аэропорта еженедельно круглый год за считанные часы можно было попасть в Москву, Адлер (Кавказские минеральные воды) и в Сочи. Город был связан авиационным сообщением со всеми областными центрами республики, реактивные Як-40 доставляли пассажиров в райцентр Мойынкумского района Фурмановку, а вездесущие Ан-2, именуемые в народе «кукурузниками», возили пассажиров и грузы вплоть до отдаленных участков отгонного животноводства. Что представляет собой Международный аэропорт «Аулие-ата» сегодня? Об этом и его ближайшем будущем рассказал Даулет Хамзин, вице-президент по развитию авиакомпании «SCAT»:
«С августа 2012 года 100 процентами акций этого частного предприятия владеет авиакомпания «SCAT». Аэропорт старый. Взлетно-посадочная полоса (ВПП) была построена в 1962 году и последний раз прошла реконструкцию в 1989 году. Пассажирский терминал постройки 1974 года имеет пропускную способность 200 пассажиров в час – это приемлемо для Жамбылского региона, где пассажиропоток значительно слабее, чем в таких областях, как Акмолинская, Актюбинская, Атырауская. Есть много недостроенных, либо требующих коренной реконструкции объектов: сам пассажирский терминал, ангар для обслуживания воздушных судов типа Як-42 и Ту-154, спецавтобаза на 60 автомашин, база ГСМ емкостью 7000 кубометров с прирельсовым складом на восемь вагонов-цистерн. Кстати, это единственный актив, который в настоящее время полностью задействован. Аэродромная спецтехника, 63 единицы, вся устаревшая. В аэропорту работают 160 человек, что немного для регионального предприятия, оно работает практически в односменном режиме». По словам Д.Хамзина, пассажиропоток за 2011 год составил чуть менее 30 тысяч пассажиров. Из Тараза авиакомпания «SCAT» выполняет рейсы в Алматы и Астану, принимаются единичные транзитные рейсы из Таджикистана в города России и единичные грузовые чартерные (разовые, не входящие в расписание. – Прим. ред.) рейсы на Турцию и Иран. В связи с некоторыми изменениями в налоговом законодательстве РК, отменившими взимание НДС с транзитных рейсов иностранных авиакомпаний, аэропорт сумел существенно снизить стоимость топлива для иностранных авиакомпаний. За счет этого в 2011 году резко увеличился транзит, на 300-400 рейсов было выполнено больше, чем в предыдущие годы. Однако из-за того, что законодательная норма до конца не была проработана, в текущем году показатели по транзиту существенно снизились. «Тем не менее, географическое расположение очень выгодно, а имеющийся потенциал аэропорта «Аулие-ата» достаточно высок, - подчеркнул Даулет Хамзин. – Разрабатывая программу развития АО «Международный аэропорт «Аулие-Ата», мы отдавали себе отчет, что огромный объем требующихся инвестиций силами только нашей частной компании поднять сложно. Поэтому изначально была создана схема государственно-частного партнерства, которая сейчас успешно реализуется».
От регионального аэропорта – к мощному логистическому комплексу
Далее топ-менеджер авиакомпании «SCAT» Д.Хамзин детально нарисовал картину разительных перемен, которые в ближайшие годы ожидают нашу воздушную гавань: «Мы передали в республиканскую собственность взлетно-посадочную полосу аэропорта, на стадии подписания договор между Комитетом по госимуществу и аэропортом о передаче ВПП в доверительное управление нашей компании, которая будет данную полосу эксплуатировать. Что это значит? Государство гарантирует в августе-сентябре 2013 года завершить реконструкцию асфальтобетонной полосы и рулежных дорожек с объемом инвестиций 4,6 миллиарда тенге из республиканского бюджета. Работы будут производиться силами Министерства транспорта и коммуникаций РК. Государство сохранит контроль над стратегическим объектом, а мы не будем нести налоговое бремя по нему, снизится необходимость согласовательных процедур, уменьшатся другие риски. То есть сотрудничество обоюдовыгодно. В следующем году мы должны построить рядом с существующим новый трехуровневый пассажирский терминал площадью около трех тысяч квадратных метров с пропускной способностью 300 пассажиров в час и залами ожидания на 500 пассажиров. Здание будет соответствовать всем современным требованиям, оснащено лифтами, эскалаторами, телескопическими трапами к самолетам, системами климат-контроля, видеонаблюдения и оповещения. Инвестиции с нашей стороны составляют порядка 1500 миллионов тенге. Мы же в 2014 году построим современный карго-терминал (грузовой. – Прим. ред.) класса «А» площадью 2500 квадратных метров и способностью переработать 25 тысяч тонн грузов в год. Объем инвестиций составит 550 миллионов тенге. В результате реконструкции наш аэропорт сможет принимать любые типы воздушных судов без ограничений».
Как сказал Д.Хамзин, ближайшие перспективы аэропорта видятся, прежде всего, в развитии внутренних пассажирских направлений, для чего авиакомпания «SCAT» планирует вновь открыть несколько республиканских направлений: в Актау, Атырау, Караганду. Помимо этого планируется открыть международные линии в такие крупные города, как Москва, Стамбул, Урумчи, в ОАЭ (Дубаи или Шарджу). Эти направления появятся в течение ближайших двух лет. Аэропорт «Аулие-ата» реализует хорошие перспективы по транзиту не только пассажирских рейсов, но и грузовых в такие регионы, как Ближний Восток, Афганистан, Китай, Европа. Это будет достигнуто созданием в аэропорту наземного логистического распределительного центра для перевозок. Доставив груз в Тараз, перевозчик сможет не только дозаправиться топливом, но и распределить груз по всему региону как наземным автомобильным, так и соответствующим авиационным транспортом.
«Мы понимаем, что пассажирский потенциал у Таразского аэропорта небольшой, и если в течение ближайших трех-пяти лет мы достигнем показателя 150 тысяч пассажиров в год, то это будет очень хорошим результатом. Мы делаем акцент на рынок авиационных грузоперевозок, так как в Казахстане он развит очень слабо - менее 0,5 процента от общего объема перевозок, – подвел итог сказанному Даулет Хамзин. - Наш аэропорт должен будет обслуживать на высоком уровне крупных логистических операторов, для которых выполняются рейсы на большегрузных воздушных судах. В настоящее время только три аэропорта Казахстана - Астана, Алматы и Караганда - имеют возможность принимать и обслуживать на регулярной основе крупные воздушные суда. Международный аэропорт «Аулие–ата» станет четвертым таким портом».