То, что экономика области находится на уверенном подъеме, доказывает хотя бы такой факт, что в этом конкурсе приняли участие уже 28 предприятий, выпускающих продукцию производственного назначения. Не случайно же, открывая конкурс и приветствуя собравшихся на импровизированный митинг, аким области Канат Бозумбаев удовлетворенно подчеркнул: «Если вы помните, на первом конкурсе, в 2006 году общее число участников конкурса в трех номинациях не достигало и тридцати. В нынешнем году заявку на участие представили 86 хозяйствующих субъектов». Среди них такие известные «киты» местной индустрии, как ТОО «Казфосфат, АО «Жамбылгипс», «Таразский металлургический завод», АО «Стекольная компания «САФ» - Филиал «Южный – 3». Уверенно заявили о себе новички конкурса. Справа и слева от входа во Дворец молодежи выставили свои информационные стенды и образцы продукции такие первенцы программы форсированного индустриально–инновационного развития страны, как ТОО «Жамбылская Цементная Производственная Компания», «Таразский трубный завод», «Бином Стройдеталь», «Металлургический комбинат Жанатас». Прибыло полку среди хозяйствующих субъектов специализирующихся на производстве товаров для населения, таких экспонентов набралось 15. Рекорд количества побили предприниматели, выпускающие продовольственные товары - в конкурсе, по данным организаторов, приняли участие 43 таких предприятия.
Корреспондент «Магнолии» побеседовал с некоторыми участниками конкурса. Индивидуальный предприниматель из Байзакского района Владимир Лесняк, директор предприятия с привлекательным названием «Молочный бидончик», рассказал: «Мы начали производство в марте текущего года и меньше чем за полгода увеличили объем выпуска продукции в два раза, сейчас он составляет 2,5 тонны в сутки. Снабжаем в Таразе ряд детсадов и больниц, некоторые торговые точки города. В ассортименте молоко пастеризованное в пакетах и на розлив по цене 90 тенге за литр, кефир, ряженка, брынза, сладкие сырки, творог, сметана трех видов жирности. Делаем масло четырех видов: сливочное, крестьянское, топленое, шоколадное. Конечно же, будем расширять производство. Включившись в государственную программу «Дорожная карта бизнеса», полученные деньги пустим на приобретение дополнительного современного оборудования. Понятно, что пока мы очень скромно выглядим сравнительно с конкурентами, но наша цель сегодня «на людей посмотреть и себя показать». На следующий год будем полностью соответствовать задачам конкурса и поборемся».
Отвлекшись от оживленной беседы с окружившими ее коллегами и посетителями конкурса, Людмила Сушкова, генеральный директор ТОО женщин–предпринимателей Казахстана «Айша» охотно ответила на вопросы корреспондента.
- Как вы относитесь к участию в различных конкурсах на качество товара?
- Мы с самого начала участвуем в этих конкурсах. Занимаемся производством мебели, системных компьютерных блоков, лингафонно–аппаратных комплексов. Вся продукция сертифицирована, изготавливается в строгом соответствии со стандартами, имеем сертифицированный менеджмент контроля качества. В общем, работаем по правилам так, как должен работать отечественный товаропроизводитель.
- Я вижу, что по сравнению с прошлым годом Вы полностью изменили экспозицию. Это так?
- Правильно. Сегодня мы представили экспозицию из товаров для детских дошкольных учреждений: групповые стенки для игрушек, мягкие уголки, оборудование для ролевых игр. Вот, например, мобильная конструкция, стол–трансформер под названием «ромашка», который перестраивается самими детьми и может принять форму круга, змейки и другую. А это методический уголок воспитателя, который называется «Маленький мастер». На нем легко и увлекательно для детей проводятся уроки труда. Видите, здесь верстак, станки, комплект инструментов, средств механизации, подъема и передвижения оборудования и изделий. Все это дети могут не только посмотреть, но и взять в руки, покрутить гайки, собрать разобрать, изготовить какую-нибудь конструкцию. Ведь детей надо учить не только обслуживающему труду - стричь и готовить пищу, но и знакомить с производством. В прошлом году Президент страны осмотрел и одобрил эти наши задумки, теперь они пошли в серию.
- А где-нибудь еще такое чудо производят?
- Аналогов даже в Астане я пока не видела.
- Знают ли об этом в областном, городских отделах образования? Наверное, уже записывают садики на очередь за такой продукцией?
- Нет, ее охотно берут в Атырау, Актау, Актобе, Кызылорде. Наши берут что попроще, дешевое, аляповатое, но те изделия по качеству нам не конкурент. Вы же знаете, что госзакупки переведены на электронный портал, а там ни качество, ни техническое оснащение поставщика особой роли не играют, главное – более низкая цена, по которой «продукцию» можно сделать в любом гараже или сарае. С таким подходом можно и загубить ответственного товаропроизводителя.
***
Тем временем экспертная комиссия завершила обход экспозиции, посовещалась, подписала протокол и огласила итоги регионального конкурса «Лучший товар Казахстана». В номинации «Лучшие товары производственного назначения» победителями стали с вручением дипломов соответствующих степеней и денежных призов: ТОО «Жамбылская Цементная Производственная Компания», АО «Жамбылгипс», ТОО «Таразский трубный завод». В номинации «Лучшие товары для населения» - ТОО «Рысбаева и К», ТОО «Ырыс Бахыт» и крестьянское хозяйство «Сейсенбай». В номинации «Лучшие продовольственные товары» три почетных места завоевали, соответственно, ТОО «Меркенский сырзавод», ЧПрК «Амангельды», ТОО «Сервисно–заготовительный центр «Тараз». Все участники конкурса были удостоены поощрительных наград, а занявшие высшую ступеньку пьедестала будут представлять Жамбылскую область на республиканском конкурсе «Лучший товар Казахстана».