«Учредителем Объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ОЮЛИП) «Казахстанская Топливная Ассоциация» (КТА) являются 16 операторов на рынке ГСМ, а всего в Казахстане сегодня функционируют около 4500 автозаправок, - сообщил Б.Ауетаев. - На сегодняшний день в составе Ассоциации 20 крупных операторов в составе 353 АЗС и шести тысяч работников».
В выступлении перед собравшимися руководитель Ассоциации осветил четыре основных вопроса, решение которых инициировано КТА перед Министерством нефти и газа, Агентством по защите конкуренции, Агентством по регулированию естественных монополий, Министерством экономического развития и торговли, а также перед Парламентом РК в ходе деловых встреч, «круглых столов» и дискуссий с привлечением ведущих экспертов. Это, прежде всего, внесение изменений и дополнений в Закон РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Имеется в виду отмена ныне действующего государственного регулирования предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов и установление предельных цен на оптовую реализацию.
Остальные проблемы касаются, так сказать, внутренней «кухни» реализаторов ГСМ. Среди них: уменьшение сроков отгрузки ГСМ с завода «ШНОС» («Шымкентнефтеоргсинтез») с 30 дней с момента оплаты товара до 10 дней, необходимость отмены декларирования введенных в эксплуатацию и действующих АЗС, как особо опасных производственных объектов, отмена начисления налоговыми органами платы за размещение на территории АЗС информационных стел, необходимость выведения в казахстанском законодательстве специального автотранспорта для доставки ГСМ (бензовозов) в особую категорию.
Остановимся на проблеме, которая больше всего интересует наших читателей и которая была в центре внимания участников встречи – это состояние топливного рынка в стране и цены на бензин. Председатель правления ОЮЛИП «Казахстанская Топливная Ассоциация» Болат Ауетаев напомнил, что с прошлого года правительством Казахстана введено государственное регулирование предельных цен в розничной реализации отдельных видов топлива, в частности бензина марок АИ-80 и АИ-92/93 (соответственно, 86 тенге и 106 тенге за литр). «При этом оптовая цена никем не регулируется. Производители и оптовики задирают цены, тем более произведенного в Казахстане топлива не хватает. Завозим из России порядка 40 процентов топлива, а там цена выше», - аргументировал Б.Ауетаев необходимость отмены регулирования розничных цен и переноса его на оптовые.
Предвидя недоумение читателей по вопросу дефицита бензина в нашей стране, являющейся одним из мировых лидеров по запасам и добыче нефти, обратимся к компетентным источникам. По данным пресс-службы Министерства нефти и газа РК для сайта Pm.kz., в настоящее время нефтеперерабатывающая отрасль республики представлена тремя заводами: ОАО «Атырауский НПЗ» (АНПЗ), введенный в эксплуатацию в 1945 году, ЗАО «Павлодарский нефтехимический завод» (ПНХЗ) - в 1978 году, и ОАО "Шымкентнефтеоргсинтез" (ШНОС) – в 1985 году. Суммарных производственных мощностей отечественных НПЗ достаточно для переработки до 18-20 милионов тонн нефти в год и выработки более 10 миллионов тонн автомобильного и дизельного топлива. По данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК (МЭМР), для обеспечения потребностей республики нефтепродуктами отечественного производства достаточна загрузка всех трех НПЗ нефтью в объеме не менее 9,5 миллионов тонн в год. По данным за I полугодие текущего года, переработка нефти на отечественных нефтеперерабатывающих заводах составила 7186 тысяч тонн, что больше на 10,9 % чем за аналогичный период прошлого года. Так, произведено 1484 тысячи тонн бензина, 2095 тысяч тонн дизельного топлива, 1773 тысячи тонн мазута, 195 тысяч тонн авиакеросина. Однако, несмотря на то, что в Казахстане ежегодно добывает около 30 миллионов тонн нефти, а потребности внутреннего рынка не превышают одной трети этого объема, за счет собственного производства покрывается менее половины прогнозной потребности в автобензине, 20 % - реактивного топлива, 40 % - дизельного топлива, 50 % - мазута. Основной причиной такой ситуации является дефицит поставляемой на НПЗ сырой нефти, а также морально устаревшее и физически изношенное оборудование всех трех предприятий, которые в настоящее время проходят реконструкцию и глубокую модернизацию. Стоит отметить, что производимые на НПЗ нефтепродукты в настоящее время соответствуют стандартам ЕВРО-2. Производимая модернизация позволит не только довести качество до стандартов ЕВРО-4,5, но и позволит обеспечить потребности внутреннего рынка в полном объеме, устранить зависимость от импорта высокооктановых бензинов.
Вновь обратимся к аргументации Б.Ауетаева: «В надбавку 17 % к оптовой цене, установленную Министерством нефти и газа, сетевики никак не укладываются и терпят убытки, некоторые вынуждены закрывать свои заправки. Мы предлагаем установить надбавку в размере 25-30 % по аналогии с Россией, что позволит развивать АЗС, содержать штат, строить новые, улучшать сервис». Как удалось выяснить, последнее предложение является альтернативным на тот случай, если правительство не согласится с введением контроля оптовых цен. На наш вопрос: «Что будет, если отпустят розничные цены? Не станут ли они на заправках заоблачными, недоступными для владельцев автомашин?» Руководитель КТА уверенно ответил: «Если отменить ограничения, начнется настоящая конкуренция, которая сейчас отсутствует, реализаторы будут бороться за рынок. Кто-то установит, к примеру, цену 100 тенге, кто-то 102 тенге, кто-то 110, а потребитель будет выбирать, где ему заправляться. Ассоциация не поднимает вопрос о понижении или повышении цены. Вопрос в рентабельности бизнеса, понимаете? Мы - розничные реализаторы, мы не производим, мы только закупаем у оптовиков бензин и продаем, и на сегодня идем в минусе».