Проблема бытового насилия в нашей стране по-прежнему остается актуальной. По информации, озвученной во время презентации проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам профилактики бытового насилия» в апреле этого года депутатом мажилиса парламента Айткуль Самаковой, почти каждая четвертая семья в Казахстане страдает от бытового насилия.
«Насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье, около 30% преднамеренных убийств совершается родственниками жертв. Согласно данным агентства по статистике, в 2011 году более трети всех зарегистрированных преступлений совершено в отношении женщин, при этом они стали жертвами почти половины преступлений против личности. Стремясь сохранить семью, женщина зачастую отказывается от возбуждения уголовного или административного дела. Поэтому очень мало дел доходит до суда. Ежегодно в Казахстане в среднем погибает около 500 женщин из-за бытового насилия», - сказала она.
Бытовое насилие отличается от насилия, происходящего от кого бы то ни было, тем, что жертва подвергается издевательствам со стороны лиц, которые на самом деле должны быть опорой и защитой для нее, с которыми она связана узами родства или брака, имеет общее жилье, имущество, средства к существованию, то есть материально и морально зависящая от домашнего тирана. Бытовое насилие увеличивает число неблагополучных семей, наносит вред физическому здоровью и психическому состоянию человека, приводит к разводам, лишению родительских прав, росту детской преступности, суицидам и убийствам. Как правило, жертвами насилия в семье становятся женщины, дети и пожилые люди. В 2010-2011 годах были опрошены более 80 тысяч человек по методике, разработанной в МВД РК. На вопросы, указанные в анкетах, в основном отвечали представительницы прекрасного пола. В итоге, 25% респондентов считают, что причинами совершения насилия в семье являются ревность и алкоголизм, 35% - имущественные споры, и 15% - вмешательство иных лиц в семейную жизнь.
О проблеме бытового насилия не понаслышке знает председатель еврейского этнокультурного объединения «Шиват-Цион» Людмила Корнилина. С июня этого года она является координатором проекта «Бытовое насилие в семье». За два месяца к ней обратилось достаточное количество отчаявшихся людей, которым нужна юридическая и психологическая помощь.
Крики о помощи
Галия жила с мужчиной в гражданском браке. Спустя определенное время так называемый муж, угрожая расправой, вынудил ее взять деньги в кредит в нескольких банках города. Полученную сумму забрал себе. Периодически избивал ее, душил, говорил, что убьет. Спасая свою жизнь, Галия ушла жить к родителям. В настоящее время она безработная, расплачиваться за кредит не в силах. Просит об одном – помочь переоформить кредит на гражданского супруга, при этом заявлять на дебошира в полицию не желает. Стоит отметить, что за помощью к Л.Корнилиной пришла не сама Галия, а ее тетя, которая и поведала об этой печальной истории.
Светлана замужем с 1974 года, имеет сына. Долгие годы совместной жизни терпела от мужа оскорбления, побои и злоупотребление спиртным. Много раз уходила из дома, но веря обещаниям мужа, что такого больше не повторится, вновь возвращалась с целью сохранить семью. Ситуация не менялась. Шло время, вырос сын, казалось бы, опора в жизни Светланы. Но не тут-то было. Сын героини привел в дом сожительницу. Стали вместе пить, к ним присоединился глава семейства. В один злополучный день решили повесить надоевшую им Светлану. Когда несчастная стала задыхаться, в родственничках проснулось нечто человеческое, и женщине вызвали «скорую». Спасая родных от тюрьмы, Светлана забрала заявление из правоохранительных органов и ушла жить к своей старенькой маме. Просила помочь забрать необходимые ей вещи из дома для дальнейшего отдельного проживания и развестись с мужем.
«Он (муж. – Прим. автора) угрожает мне постоянно в том, что, если даже я уйду, он не даст мне жить…», - написала героиня в своем письме, обратившись за помощью к Л.Корнилиной.
Данная семья состоит на учете в ОП-3. Вскоре Светлана позвонила Людмиле Григорьевне с благодарностью за поддержку и сообщила о том, что в настоящее время разводиться не хочет(!).
Акбота замужем, имеет сына. Родила ребенка, учась в институте, стала работать реализатором. Муж работал на стройке. Часто распускал руки, не приходил ночевать домой. Акбота с ребенком нашла приют у своей подруги, уйдя от мужа. Но «благоверный» не унимался, приходил в дом подруги и устраивал скандалы. Л.Корнилина совместно с сотрудниками ОП-2 беседовала с мужем Акботы. За что героиня выражает благодарность - муж больше ее не беспокоит, навещает с подарками сына. Теперь Акбота просит поработать с мужем, чтобы восстановить семью. Женщина все же надеется на тихую и счастливую семейную жизнь.
Тимур, ученик восьмого класса городской средней школы, живет в неблагополучной семье с младшим братом Игорем, который учится в третьем классе. Отца нет. Мать пьет, живет на случайный заработок, ведет аморальный образ жизни, воспитанием детей не занимается, часто избивает их, выгоняет из дома. Мальчики голодают.
За помощью к Л.Корнилиной Тимур обратился, когда понял, что ему грозит тюремный срок за вымогательство денег.
«Я осознал что поступил неправельно…прошу вас Мне помочь чтоб меня не посодили в тюрьму чтоб я мог дальше учиться. Так как в дольнейшем поступать подобным оброзом небуду», - написал он (орфография и пунктуация сохранены).
Выдержки из психолого-педагогической характеристики Тимура, составленной школьным психологом: «Недовольство своим положением, наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности, скрытности, осторожности, тревожности. Стремление к домашней защите. Полного доверия ребенка к родителям нет. Вывод – характер ребенка без особых отклонений от норм, ребенку требуется больше внимания со стороны родителей, доброжелательный подход и заинтересованность».
О незавидной доле Игоря, младшего брата Тимура, обеспокоена Татьяна, живущая с ними по соседству. Она считает, что мать необходимо лишать родительских прав и ограждать от нее Игоря, пока не поздно.
(Имена героев изменены – Прим. автора)
Какой выход?
Осознать, что домашнее насилие – это преступление, дано не каждому. Принято считать, что все, что происходит в семье, – это ее частное дело. Однако общество не может оставаться от этой проблемы в стороне. Бытовое насилие – нарушение прав человека, и потому не личная проблема отдельной семьи, а вопрос, требующий вмешательства на государственном уровне.
В 2009 году в силу вступил Закон РК «О профилактике бытового насилия», разработанный для дальнейшего совершенствования методов профилактики такого рода правонарушений. Введение защитного предписания дало возможность правоохранительным органам вести работу на начальной стадии возникновения разногласий в семье. Защитное предписание – это мера воздействия на домашнего тирана. Основная цель такой меры – обеспечить безопасность потерпевшего, если существует реальная угроза причинения ему физического и психического страдания.
Согласно предписанию, дебошир не имеет права применять словесную угрозу, физическую силу по отношению к жертве, звонить ей по телефону и т.п. Предписание выносится сроком на 10 суток. Домашний тиран ставится на учет в полицию, каждые двое суток его должен проверять участковый инспектор. По желанию потерпевшего срок действия защитного предписания может быть продлен до тридцати суток.
За нарушение требований защитного предписания законодательством предусмотрена ответственность в виде административного штрафа, вплоть до ареста. Впрочем, женщины, которые подвергаются насилию в семье, редко обращаются за помощью в полицию. Причины разные: не хотят выносить сор из избы, боятся мести обидчика, жилищные и материальные трудности, стыдно, надеются, что подобное больше не повторится…
В прошлом году специалистами в 14 областных центрах, а также в Алматы и Астане, был проведен социологический опрос среди населения от 16 до 44 лет. Он состоял из одного вопроса: что необходимо сделать, чтобы остановить насилие в отношении женщин? 25% респондентов настояли на ужесточении наказаний за правонарушения, 24% говорят о необходимости воспитания нетерпимости к насилию в семье и обществе. О создании государственных бесплатных кризисных центров высказались 8%, 7% респондентов считают эффективным усиление подразделений по защите женщин от насилия при областных ДВД и 7% - за освещение этой проблемы в СМИ.
Изгонять дебоширов из дома предлагают депутаты мажилиса Айткуль Самакова и Жакип Асанов. По мнению парламентариев, именно в такой норме нуждается казахстанский закон о профилактике бытового насилия. «Нередки случаи, когда совместное проживание с агрессором создает реальную угрозу для жизни и здоровья жертвы и делает невозможным профилактический контроль за поведением агрессора со стороны полиции, - пояснил Асанов своим коллегам, презентуя поправки к закону в апреле этого года. - Поэтому перед нами возник вопрос: что важнее для нашего общества и государства - безопасность жертвы или же проблема агрессора, оставшегося без крыши над головой? Этот вопрос в цивилизованных странах однозначно решен в пользу потенциальных жертв». По мнению депутатов, эта мера хоть и радикальная, но зато действенная.
«Безусловно, выселение семейного дебошира из дома - мера исключительная. Конечно, такое право нельзя давать органам внутренних дел. По нашему мнению, им должны наделяться только суды, которые обязаны скрупулезно исследовать каждый конкретный случай», - добавил он.
Проблема бытового насилия в нашей стране нарастает на фоне дефицита кризисных центров, оказывающих поддержку жертвам семейного издевательства. В Таразе несколько лет назад подобный центр был, но его закрыли. В целом в Казахстане действуют более 20 реабилитационных центров, но среди них нет ни одной государственной организации. Те приюты, которые сегодня работают, по словам экспертов, финансируются международными организациями, и у них множество проблем – недостаток дорогостоящих профессионалов, финансирования, отсутствие необходимой методической базы и т.д. По мнению экспертов, проблема бытового насилия недооценивается государством. Ведь от семейно-бытовых издевательств страдают не только женщины, но и дети, испытывающие постоянный стресс со всеми вытекающими отсюда последствиями.