Главные новости сегодня

Тараз
Курс:5.65 +0.05390.72 +2.65330 -0.22
Статьи 12 сен, 11:53

Дети – Семья – Общество

Социологи и психологи, изучающие проблемы человека в обществе, говорят, что нынешнее молодое поколение отвергает систему общечеловеческих ценностей или искаженно ее воспринимает. Выходит, что между старшим поколением и молодежью, между родителями и детьми образовалась целая пропасть, и с каждым годом она увеличивается? Попробуем разобраться. Начнем с того, что ребенок, конечно же, не может сам себе выбирать родителей. Ему предстоит принять их как данность, да и весь мир со всеми его нормами, правилами и ценностями. Начинается он с СЕМЬИ, которая является самой важной средой для формирования личности и институтом воспитания. Существуют, конечно, множество других факторов, влияющих на развитие и становление личности, – это и среда обитания, и среда обучения, и даже среда отдыха. Но семья выполняет главенствующую функцию. «Все хорошее и все плохое человек получает из семьи», - гласит известная педагогическая мудрость.

Именно семья приобщает детей к социуму, к жизненным ценностям, знакомит с окружающей средой и людьми. Она сызмальства приучает индивидуума к труду, приобщая его тем самым к будущей трудовой и общественной деятельности. И, наконец, прививает духовные ценности, в которые входят вера, правила поведения человека в обществе, уважение к окружающим его людям. Семья первой приобщает ребенка к разным видам деятельности – познавательной предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Ребенка часто сравнивают с чистым листом бумаги, готовым к заполнению. Он ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя, словно губка, всю ту информацию, которую вы даете своим поведением. Любой ваш недостойный поступок отразится на воспитании ребенка, будь то распитие спиртных напитков при нем, курение, нецензурная брань, драки между родителями, другими родственниками, взаимные оскорбления… Эти и подобные асоциальные явления – все воспринимается малышом и формирует его мировоззрение со знаком «минус». Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений по линии ребенок – семья, их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессовых ситуациях. Влияние родителей особенно велико еще и потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Отец и мать непосредственно влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы его поведения, применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. Общение в семье – залог успешности или неуспешности будущей жизни ребенка, кроме прочего оно позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько широкие условия для общения предоставлены ему в семье, насколько взаимоотношения в семье ясны и понятны малышу, подростку, юноше или девушке. Все перечисленное выше, как говорится, азы педагогики, исходящие из многовекового опыта, но есть слова, относящиеся к теме, более официальные. Речь пойдет о правах ребенка в семье.

В нашей стране одним из основных документов, регулирующих брачно-семейные отношения, является Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», действующий с 26 декабря 2011 года и определяющий цели, задачи, принципы и правовые основы регулирования этой сложной сферы. Закон обеспечивает защиту прав и интересов семьи, определяя ее развитие приоритетным направлением государственной социальной политики суверенного Казахстана. В соответствии с этим определены одними из основных понятий права ребенка на имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается родителями по их согласию или другими законными представителями ребенка. Отчество по желанию родителей или других законных представителей присваивается по имени лица, указанного его отцом. Разрешается присвоение двойного имени при раздельном написании, но не более двух имен. Национальность ребенка определяется национальностью его родителей. К неотъемлемым правам ребенка относятся такие, как жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками, право ребенка выражать свое мнение. Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание. Кроме того, он имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка, так как обеспечение интересов ребенка является предметом основной заботы его родителей. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, на участие в его воспитании и получении образования, в решении других важных для ребенка вопросов.

Таким образом, семья выступает фундаментом нормального роста и развития ребенка. В современном мироустройстве мало что зависит от отдельного человека. Но есть одно пространство, где от каждого зависит очень многое, где каждый может сделать очень многое - это пространство семьи. И если мы смотрим в наше будущее с большой надеждой на будущее, то постараемся сделать этот маленький мир пространством любви и духовного единения поколений. Другого не дано.