Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 08 авг, 10:36

Таразские электропарадоксы

Обобщенно содержание многих обращений высказал в своем письме ветеран труда Ерлан Байжигитов. «Любая непогода в Таразе превращается в стихийное бедствие для населения, - сделал свой вывод аксакал и аргументировал его. – Даже при умеренных порывах ветра в домах частного сектора и многоэтажках электроэнергия отключается по причинам коротких замыканий в проводах воздушных линий или обрыва проводов. Такие ситуации постоянно происходят из-за перехлеста проводов в кронах деревьев, падения веток или целых стволов на линии электропередач. К таким же последствиям приводят и продолжительные атмосферные осадки в виде дождя и снега. Из-за отсутствия электроэнергии в бытовых холодильниках людей приходят в негодность продукты питания, несут убытки владельцы продуктовых магазинов, не имеющих резервных источников электричества. Из-за отсутствия электроэнергии на улицах города зачастую отключаются светофоры, что создает предпосылки к дорожно-транспортным происшествиям, а дорожных полицейских-регулировщиков на все перекрестки не хватает. Кто нам объяснит, почему так живем? Будет ли в городе устойчивое электрообеспечение?»

С этим и другими накопившимися вопросами читателей на наболевшую тему мы отправились в «Таразские городские электрические сети» (ТГЭС). Главный инженер предприятия Жанат Буралкиев дал нам исчерпывающие ответы на вопросы.

 - Жанат Нургалиевич! Так кто же несет ответственность за состояние и бесперебойную работу городских линий электропередач? Что они собой представляют?

 - Да, любые сети имеют своего хозяина. У кого они на балансе, тот несет ответственность за их надлежащее состояние и работу. На нашем балансе в городе находится порядка 1265,2 километра воздушных линий, 520 километров кабельных линий. Кроме того, в нашем хозяйстве 17 распределительных пунктов 6/10 Кв, 14 высоковольтных подстанций 110/35Кв, 440 трансформаторных подстанций (ТП/ КТП) 6/10 Кв. За их состояние и работу отвечаем мы.

 - Действительно, огромное хозяйство… Это уже включая новые, присоединенные к городу поселки?

 - Нет. Это все, что находится на прежней территории города, состоит на нашем балансе и что мы обслуживаем. Для сведения горожан давайте расскажу подробнее. Есть в городе и ведомственные электроустановки, у которых имеются свои хозяева. Это порядка 340 трансформаторных подстанций (ТП/КТП), 78 километров воздушных и 66 километров кабельных линий. Кроме этого, у нас имеются объекты жилищно–коммунального хозяйства. Где-то года четыре прошло, как государство стало выделять более или менее нормальные средства на обновление инфраструктуры города. С тех пор началось строительство новых сетей – газовых, водопроводных, электрических. Объекты, построенные государством и находящиеся на балансе отдела ЖКХ акимата города Тараза, мы технически обслуживаем по договору с ним: воздушных сетей разного напряжения – 140 километров, кабельных линий – 20 километров и порядка 30 подстанций. Четвертый вид сетей – это «бесхозные», в составе которых восемь ТП/КТП, воздушных линий - 3,6 километра. В свое время эти сети строили предприятия, как например «Нодфос», на своих дачных массивах, а потом по разным причинам от них отказались. Эти сети мы не приняли, так как никто нам их не передал, они остались без хозяина, мы их не обслуживаем. Но там живут люди, которые сами пытаются что-то сделать, и имеют очень большие проблемы. Есть группы домов, построенных ранее рядом с какими–то предприятиями, и если у них теперь другие хозяева, то их долги за потребленную электроэнергию ведут к отключению и жилого массива.

 - Выходит, прежде чем жаловаться на ТГЭС в акиматы или вашему областному руководству в лице ТОО «Жамбылские электрические сети», человеку нужно разобраться, от чьей сети из четырех видов, названных Вами, запитан его дом или квартира? Тогда, пожалуйста, назовите конкретно и бесхозные районы.

 - Конечно, хотя большинство потребителей пользуются нашими сетями. По остальным при обращении к нам мы подскажем. Вот перечень бесхозных объектов: подстанция возле дома № 30 в 6-ом микрорайоне, подстанция на территории областной прокуратуры(!), в районе Абая – Ташкентская, подстанции общежитий в начале проспекта Толе би, в районе Главпочтамта, улицы Санырак батыра возле дома № 10, улицы Меркенская и так далее. От них запитаны городские жители, в общем, проблема…

 - А каково будущее этих бесхозных объектов, вернее, потребителей, которые ими пользуются?

 - Бесхозными линиями сегодня занимаются на государственном уровне. На селекторном совещании, проведенном вице–премьером Сериком Ахметовым, было дано указание акимам областей решить вопрос. Как говорят в народе: «Дитя не плачет, мать не разумеет». Когда люди «хором» жалуются, начинается выделение средств на реконструкцию, на ремонт этих сетей. А раз были потрачены бюджетные деньги, объекты передаются на баланс отдела ЖКХ. Следующий шаг – отдел заключает с нами или с другой организацией, имеющей на это право, договор на техническое обслуживание электрических сетей. Другого варианта просто нет.

 - ТГЭС уже не монополисты в городе?

 - Есть частные организации, к примеру, «Тараз Энерджи», которые становятся на ноги и пытаются заняться монтажом уличного освещения и электросетей в ряде районов. Мы должны работать в конкурентной среде.

 - Давайте продолжим ответы на больные вопросы, которых много из тех мест города, где выделялись и выделяются участки под жилищное строительство.

 - Очень больной вопрос. Дальняя Карасу, «Арай» и другие. Как правило, раньше участки выделялись без подготовки инфраструктуры. Начав постройку дома, люди просят свет, правдами и неправдами начинают подключаться к другим районам, самостроем, как попало, прокладывают линии, которые выходят из строя, как Вы прочитали из письма, при любом ветре и дожде и снеге. Плюс проблемы для потребителей того района, откуда новоселы самовольно берут энергию – посадка напряжения. Массивам «Бурыл» - А,Б,В мы в свое время вынуждены были отказать в элекроэнергии, возникла конфликтная ситуация, она ускорила выделение государственных средств, и в настоящее время эти массивы электрифицированы. То же самое по массиву «Арай». Теперь возникают вопросы по Дальней Карасу, массиву «Арай - 2» Люди очень часто жалуются, потому что новые участки выделены без созданной предварительно инфраструктуры – это влечет за собой большие проблемы. Ранее существующие здесь сети были рассчитаны на определенное количество абонентов, на определенную мощность, а сейчас эти сети постоянно перегружаются, и, не выдерживая, отключаются.

 - Очередной больной вопрос – порча и нарушение работы электролиний деревьями, ветки которых при ветрах способствуют перехлесту и замыканию проводов, к их обрыву. Часто на воздушные линии падают деревья целиком. Кто должен заниматься профилактикой, устранением таких угроз?

 - Ответ, казалось бы простой, за содержание в надлежащем состоянии деревьев и кустарников должны отвечать сами хозяева зеленых насаждений, то есть горожане, которые из самых благих побуждений, высадили деревья вдоль улицы, в охранной зоне воздушных линий электропередач, и главный хозяин в городе – акимат.

 - Слышал про водоохранную зону, охранную зону подземных кабелей, а вот относительно воздушных ЛЭП – впервые. Что это такое?

 - Горожане должны знать, что, согласно Правилам охраны электрических сетей, существует охранная зона - это два метра по горизонтали в разные стороны от крайних проводов в сетях до 1000В и 10 метров в сетях свыше 1000В. Высота деревьев, высаженных в охранной зоне, не должна превышать четырех метров. Жители города, несмотря на наши разъяснения и предписания, самовольно высаживают, в том числе фруктовые деревья, вне своих заборов прямо под линиями электропередач, а это запрещено. В частном секторе улицы узкие, за год - два эти деревья опутывают воздушную линию. Человек должен понимать, что может лишить электроэнергии не только себя, но и целый квартал.

 - Так вот в чем дело. Вернемся к вопросу относительно профилактики?

 - Мы, как эксплуатирующая организация, не только отвечаем за работу линий, но и должны осуществлять контроль состояния охранных зон, то есть проводить обрезку и вырубку деревьев вокруг них, особенно при угрозе аварийных ситуаций. Этим занимается наша Служба воздушных линий в количестве 20 человек на весь город. Когда занимаемся своими силами, встречаем препятствия со стороны жителей, которые «грудью» защищают свои деревья, засыпают акимат жалобами, что мы «некрасиво обрубаем деревья». Со стороны городских властей следует запрет, а то и штраф, работа останавливается. Надо понимать, что мы – электрики, а не мастера ландшафтного дизайна, что ТГЭС не специализируется на декоративной обрезке деревьев, как «Жасыл Тараз» Наша задача - подать людям электроэнергию. После неоднократных «баталий» с горакиматом осенью прошлого года мы пришли к соглашению и подписали трехсторонний договор на два зимних месяца по совместной с «Жасыл Тараз» расчистке электролиний. Они остановились, ссылаясь на нехватку людей. Продолжили работу сами – получили «палки в колеса» со стороны акимата. Сейчас это большая проблема. Сложился парадокс: жители и акимат города не хотят выполнять свою работу, нам не дают, и все требуют нормального электроснабжения…

 - В чем выход?

 - Жители города должны взять за правило: посадил на улице дерево – ухаживай за ним, обрезай, не создавай аварийную ситуацию. Для окончательного закрытия проблемы нам необходимо решение акима города о привлечении специалистов «Жасыл-Тараз» для совместного с нами выполнения этих работ.

 - И с этим разобрались. Следующий вопрос надежного электроснабжения – проблема изношенности линий и оборудования, о чем со всех трибун давно уже твердят и представители власти, и энергетики. Что делается в направлении модернизации этого хозяйства?

 - Самая большая проблема – это изношенность кабельных подземных линий. Дело в том, что многие районы Тараза стоят на солончаках (территории вокруг Центрального рынка в сторону улицы Казыбек би, массив «Тайвань», микрорайоны и прочие), которые буквально «съедают» четырехслойную броню кабелей. С 1995 года и до недавнего времени кабельные линии почти не заменялись. Модернизация городских электрических сетей планомерно началась с 2010 года, когда началось финансирование инвестиционных программ по линии ТОО «ЖЭС». По программе на 2010–2012 годы мы уже полностью реконструировали ранее находящийся в плачевном состоянии массив «Зеленый ковер». Жалобы и заявки оттуда практически не поступают. Мы завершаем трехлетнюю программу по замене 66 километров высоковольтных и низковольтных кабелей, 96 километров воздушных линий с использованием новых технологий провода СИП (самонесущий изолированный). Ежегодно обновляем по четыре подстанции со всем оборудованием. Построили новый Центральный распределительный пункт в районе Технологического института. Новый распределительный пункт, с подъемом его над водопадом, соорудили рядом с памятником Карахана, до конца года новый РП заработает в промзоне. На утверждении находится проект инвестиционной программы обновления электросетей ТОО «ЖЭС» на 2013 – 2015 годы.

 - Для Вас не секрет - горожане жалуются на то, что до аварийной службы при надобности очень трудно дозвониться, а после приема заявки долго ждать ремонтников. Неужели нельзя увеличить количество телефонных номеров, операторов?

 - Мы имеем штатное количество персонала, утвержденное антимонопольным ведомством, достаточное по утвержденным для нас нормативам. Заявки принимают два оператора, которые передают их дежурному диспетчеру. Это подготовленные специалисты, которые знают город и его электросети. Если одновременно поступает 100 звонков, из одной и той же улицы или многоэтажного дома, все равно одновременно примут и запишут две заявки, которых достаточно. Круглосуточно работают три аварийные бригады, которые выполняют заявки по следующей очередности: в первую очередь – если обесточен целый район, во вторую – если нет света на целой улице, в третью очередь – по конкретному дому.

 - Спасибо за исчерпывающие ответы!