Кто он, мистер Шамарр Аллен?
Судьбой ему было уготовлено появиться на свет прямо на родине джаза – в Новом Орлеане штата Луизиана США и приобщиться к музыке в возрасте семи лет. Его первым учителем стал отец, саксофонист-любитель. Все годы учебы в школе Аллен принимал участие в концертах и уличных духовых оркестрах, всегда являясь ведущим в своей группе инструментов. Брал частные уроки у знаменитых учителей музыки. Подростком посещал летний лагерь джаза, организованный легендарным джазменом Луисом Армстронгом, где его наставниками были лучшие преподаватели джаза. В возрасте тринадцати лет был приглашен в оркестр Питтсбургского университета, а в шестнадцать он уже выступал в Карнеги Холле в составе оркестра «Mahogany Brass Band».
Шамарр Аллен, овладев различными музыкальными стилями, в настоящее время руководит традиционными джазовыми коллективами и возглавляет свою собственную группу «Шамарр Аллен & Андердогз», работающую в стилях фанк и рок. Он пишет и выпускает композиции в стиле хип-хоп, традиционные джазовые зарисовки и рок, а также песни для бродвейских музыкантов; выступает и записывается со многими корифеями популярной музыки; участвует в многочисленных фестивалях и концертах по всему миру. Он стал первым трубачом, исполнившим национальный гимн для президента США Барака Обамы, и был приглашен в Белый Дом во второй раз выступить на губернаторском балу.
Наряду с напряженным расписанием концертов, Шамарр Аллен обучает музыке энтузиастов из числа школьников младшего и среднего возраста. За стремление передать свои знания другим он отмечен Новым Орлеаном как учитель и образец для подражания.
Сохраняя характер и манеру исполнения «золотой трубы» Луиса Армстронга, Аллен сумел сказать свое слово в интерпретации музыки. Подобно Армстронгу, на первое место он всегда ставит внимание к людям и удовольствие зрителей. В октябре 2007 года Шамарр Аллен выпустил свой первый альбом «Meet me оn Frenchmen Street», («Встретимся на улице французов»), который включает как известные, так и оригинальные джазовые композиции. В 2009 году группа «Шамарр Аллен & Андердогз» выпустила компакт-диск «Box Who In?» («Кто там, в ящике?») имея в виду радиоприемник и телевизор. Таким образом Аллен продемонстрировал, что не хочет быть причисленным к определенному музыкальному стилю. В альбоме смешаны джаз, рок, фанк и хип-хоп, поданные в острой современной манере. В 2011 году вышел альбом этой группы «504-799-8147», название которого – телефонный номер Аллена, обнародованный для поклонников, в знак благодарности им за поддержку.
Джазовый лев, традиционалист, идол поп-музыки, рэпер, рокер - Шамарру Аллену не подходит ни одно из этих определений. Он твердо занимает свое место на музыкальной арене, шагнув за рамки местной популярности и приобретая славу звезды в Соединенных Штатах и за рубежом. Названный когда-то последним виртуозом-трубачом Нового Орлеана, сейчас он считается «одним из ярчайших бриллиантов, подаренных этим городом миру за последние годы». Джаз–группа «Шамарр Аллен & Андердогз» гастролирует в Казахстане второй год подряд.
«Мы напишем песню о Казахстане»
Первое знакомство с жамбылцами у музыкантов джаз-группы «Шамарр Аллен & Андердогз» состоялось на пресс-конференции, организованной 9 июля Управлением культуры акимата Жамбылской области. В ней приняли участие: Тристрам Перри, глава Отдела прессы, культуры и образования Посольства США в Казахстане; Айнур Аширова, помощник атташе по культуре Посольства США, переводчик; Бахыт Токсанбаева, заместитель начальника Управления культуры акимата Жамбылской области. В центре внимания, конечно же, был, охотно и заинтересованно общаясь с прессой, лидер джаз-группы «Шамарр Аллен & Андердогз», одетый, по просьбе устроителей, в национальный казахский чапан и головной убор.
Вот что ответил гость на вопросы «Магнолии».
- Шамарр! Как получилось, что Вы, талантливый ученик Луиса Армстронга, короля классического джаза, ушли в современные формы (соул, рок, фанк, хип-хоп и прочие)?
- Многие интерпретируют музыку Луи Армстронга не совсем верно. Он известный трубач международного уровня, и на то время, когда он выступал, то играл в достаточной мере и классику джаза, и соул, но все чаще включал элементы импровизации. Это была революция в музыке, так что я следую за своим учителем.
- Когда была создана Ваша группа?
- Мы сложились как коллектив и поначалу начали играть джаз четыре года тому назад, но потом перешли на другие стили, то есть вышли за границы джаза и начали совмещать другие стили в музыке.
- Что Вы хотели сказать названием коллектива?
- Андердогз чаще всего называют того человека, на которого делают меньше всего ставок. Он, как «черная лошадка», никому не известен, но неожиданно побеждает. На начальном этапе мы чувствовали себя именно такими, чувствовали в себе потенциал, но менее всего рассчитывали на такую известность и такую популярность, как сейчас.
- Менялся ли состав музыкантов группы? Представьте ее, пожалуйста, по инструментам.
- С основания группы у нас дважды менялись барабанщики и один раз - гитарист. Четверо ребят со мной по сегодняший день. У нас есть клавишные, бас – гитара и соло- гитара, в ритме - барабаны и перкуссия, ну и я – труба и вокал.
- Вы уже второй год гастролируете по Казахстану, были в Кыргызской Республике, выступали в Туркменистане. Если не секрет, почему все Ваши концерты, не в пример местным звездам, бесплатные? На что живете?
- Эти туры в Казахстан организованы Государственным Департаментом США (Министерство иностранных дел. – Прим. ред.), Посольством США в Казахстане. Мы получаем гонорар через Посольство, но это не тот гонорар, как от коммерческих концертов, а что-то посередине. Для нас главное приехать сюда, посмотреть на страну и зрителей, выступить перед ними, доставить удовольствие. Посольство дает нам предложение, мы можем согласиться или отказаться.
Со стороны Посольства дополнить ответ и дать разъяснение счел нужным Тристрам Перри, глава Отдела прессы, культуры и образования: «Госдепартамент США и его посольства в разных странах в рамках культурных проектов привлекают много известных музыкантов, артистов, людей культуры. Приглашают, но не заставляют играть где-то, но люди чаще принимают это предложение, понимая, что это обмен культурными ценностями, налаживание дружеских связей».
- В интервью прошлого года информагентству Вы говорили, что в Казахстане вам понравились женщины, и национальная еда, в частности, конина (дружный смех всех присутствующих). Если серьезно, добавилось ли впечатлений о нашей стране и ее людях в ходе гастролей этого года?
- Конечно, мои впечатления очень изменились. Это красивая страна, хорошие люди, которые понимают и принимают музыку. Поэтому я с огромным удовольствием приехал сюда еще раз и думаю продолжить сотрудничество.
- Ваши первые впечатления о Таразе?
- Для меня Тараз - это первая возможность встретиться с новыми интересными людьми и с древней, как мне сказали, интересной культурой. Другое мне трудно сказать, потому что мы вчера приехали из Шымкента и отсыпались. Так что впечатления будут после концерта.
- Как автор песен Вы поете о том, что видите и чувствуете. Собираетесь ли сделать песню о Казахстане, применив в ней казахскую мелодику?
- Мне очень трудно будет применить какие–то казахские мелодии, потому что они по ритму и темпераменту совсем другие, я не успеваю. Не хочу это делать плохо, чтобы потом казахстанцы отреагировали отрицательно. Но, однозначно, после своих визитов в Казахстан мы хотим создать песню о своих впечатлениях о вашей стране.
Феерия звука и эмоций
Вход в летний театр был объявлен свободным и зрители не заставили себя ждать, почти все из 700 мест были заняты разношерстной публикой, от школьников среднего звена и молодежи до степенных взрослых разных возрастов. После первых же мощных аккордов группы стало ясно, что на сцене мастера высокого класса. Шамарр Аллен в свойственной ему свободной, но в рамках этики, манере пригласил присоединиться к музыкантам, танцевать везде, где удобно, и подпевать ему. Прозвучали несколько разноплановых произведений и зрительный зал неузнаваемо изменился: взрослые, привыкшие к ласкающим слух свинговым мелодиям биг–бэндов, как-то незаметно рассосались, хотя осталось немало любопытствующих из этой возрастной категории. В какие–то мгновения летний театр превратился в своеобразный клуб современной музыки, зрители были уже вовлечены в процесс совместного творчества. Пританцовывание и подпевание лидеру группы и его ребятам не мешало наблюдать, как смело и неожиданно Шамарр Аллен импровизирует на сцене. Это касалось не только музыки, но и самого исполнения талантливым музыкантом. Вот он низким по тембру, сильным голосом исполняет соло вокальную партию, прерывающуюся потрясающим, изумительно чистым звуком его серебристой трубы. Закроешь глаза, и вспоминается такое знакомое звучание инструмента Луи Армстронга.
Хотя на сцене ничего, казалось бы, сверхъестественного не происходило: шестеро парней выдавали джаз с примесью фанка, хип-хопа и рока, публику буквально рвало на части. Сказать, что это был восторг, значит ничего не сказать… Это надо было видеть и слышать. Концерт незаметно перешел полуторачасовой рубеж, музыканты и их лидер выкладывались в полную меру. Было все как положено, сольные партии, отличная работа фронтмэна на публику, дружно повторяющую каждую его реплику, подпевающую знакомым мелодиям и словам. Словом, армии поклонников у Шамара Аллена и его великолепной команды серьезно прибавилось.