Зачастую покупатель уже дома обнаруживает, что цена в чеке не соответствует той, что была на ценнике. Большинство потребителей в такой ситуации даже не пытается отстаивать свои потребительские права, ведь разница цен невелика. Но дело даже не в цене, а в том, что никто из нас не хочет быть обманутым. А между тем путаница с ценами в супермаркетах – частый случай обмана. Ценники, бывает, расположены так, что покупателю сложно понять, какой из них к какому товару относится. Случается, что ценники расположены правильно, но цена в чеке все-таки оказалась не соответствующей ценнику.
Чаще всего администрация объясняет это большим поступлением товара и невозможностью своевременно поменять ценник, при этом новая цена товара уже забита в компьютер.
По какой же цене в такой ситуации потребитель вправе купить, а продавец обязан продать товар? Согласно п. 12 ст. 24 Закона РК «О защите прав потребителей», продавец обязан указывать стоимость товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и внешних витринах торгового объекта. В соответствии со ст. 447 Гражданского Кодекса РК предложение купить товар по определенной цене – это публичная оферта со стороны продавца, то есть ценник – есть публичная оферта, и продавец обязан продать товар по той цене, которая в этой оферте указана. Из этого следует, что потребитель должен заплатить строго по ценнику, излишне уплаченная сумма должна быть ему возвращена.
Предоставление недостоверной информации о цене товара – прямой обман покупателей, что влечет наложение штрафа на виновных согласно ч. 1 ст. 190 Кодекса РК об административных правонарушениях. Следовательно, покупатель вправе обратиться с заявлением по аналогичному факту в органы внутренних дел. В качестве доказательств могут быть использованы свидетельские показания, изложенные в жалобе и подписанные самими свидетелями, фотографии ценника, оригинал чека.
Вместе с тем, покупатель вправе написать претензию к магазину, а если она не возымела действия, обратиться в суд.
Чек надо проверять, не отходя от кассы, и помнить, что Закон РК «О защите прав потребителей» на вашей стороне, смело и терпеливо добивайтесь того, что вам положено по закону.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону бесплатной «горячей линии» 8-8000-80-90-18 или по телефону 8 (7262)51-96-49.
Статья подготовлена главным специалистом департамента по защите прав потребителей Татьяной ФЕДОСОВОЙ