«Я прожил 85 лет, из них 60 лет постоянно работал художником или учился в университете, занимался в Таразе и других городах Казахстана и в Украине, - написал в своем обращении в газету А.Лежнин. – Провел девять персональных выставок картин и линогравюры. 20 лет участвую в международных выставках, с которых привез 80 каталогов». Он – член Союза художников РК, Международного экслибрис - центра в г.Актобе, Международного клуба «Друзья Франции» в России, лауреат трех фестивалей в Москве.
По его словам, в 2010 году он обратился в Управление культуры акимата Жамбылской области, собрав все необходимые документы: ходатайства, рекомендации и прочее «для представления на заслуженного художника Республики Казахстан» (цитата).
С тех пор прошло уже почти два года, но ни результата, ни ответа не последовало. «Почему у культуры или Союза художников должны выпрашивать заслуженное звание?» - задает главный вопрос в своем обращении Александр Леонтьевич.
С целью пролить свет на ситуацию, мы обратились в Управление культуры Жамбылской области.
«Лежнин Александр Леонтьевич действительно обращался к нам в октябре 2010 года, - рассказала нам заместитель начальника Управления Бахыт Токсанбаева. – Дело в том, что документы на представление к званию необходимо подавать не позднее 25 августа, поэтому мы направили его документы, к которым приложили и ходатайство от нашего Управления, в начале 2011 года. Сначала поясню касательно самого звания – Лежнин в обращении к вам указывает звание «Заслуженный художник РК». Дело в том, что такого звания на сегодняшний день нет, когда мы направляли его документы, то там указывалось «Деятель культуры РК». А вообще сегодня также существуют такие звания, как «Заслуженный деятель искусств РК», «Народный художник РК».
Теперь что касается нашего Управления – мы не можем выступать инициаторами присвоения кому-либо из художников, писателей и т.д. званий. С подобной инициативой должна выступать общественная организация, в данном случае это Союз художников РК. Мы можем лишь поддержать и приложить наше ходатайство. А все решения о присвоении званий и наград решает только Министерство культуры РК. Если в 2011 году документы были направлены, но звание Лежнину присвоено не было, то, следовательно, ответ Министерства не был положительным. Поэтому в этом году он может также обратиться в Союз художников, и они вправе снова выступить с этой инициативой».
Получается так, что общественные организации должны, как говорится, брать бразды правления в свои руки, и чутко следить за тем, чтобы заслуги каждого деятеля искусства были отмечены наградами. Вот только если художник не состоит ни в какой организации, а находится «в свободном полете», то получается, что каких-либо званий ему добиться практически невозможно.
«Художники-классики Серов, Коровин, Репин, Васнецовы, Шишкин, Перов и другие в свое время старались всегда работать на высоком уровне, - говорит Александр Леонтьевич. – Никаких званий они не знали и союзов, а просто делали свое дело».
Действительно, история знает немало примеров, когда признание и слава к художнику приходила после того, как он ушел из жизни. Поль Гоген, к примеру, большую часть жизни прожил в бедности, его работы почти не пользовались спросом у ценителей.
Коллекция его картин была признана шедевром после его смерти. 18 февраля 1895 года провалилась выставка-аукцион картин Поля Гогена, вырученных денег хватило только расплатиться за аренду, а 9 февраля 2012 г. на аукционе «Кристи» выставлялась его картина «Натюрморт а л'Эсперанс», написанная в память о Винсенте Ван Гоге с верхней границей оценки 15,4 миллиона долларов.
Амедео Модильяни, уверенный в своей гениальности, также не смог заработать при жизни ни денег, ни титулов. Первая и единственная персональная выставка художника вызвала скандал, потому что на картинах были изображены обнаженные натурщицы. Модильяни скончался на 35 году жизни в полной нищете.