Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 23 мая, 14:20

Общественная комиссия на проекте века

Напомним читателям, что из 495 километров международного транзитного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», проходящих по территории Жамбылской области, предусмотрено устройство четырехполосной магистрали первой технической категории с цементобетонным покрытием на протяжении 283 километров основного пути. Асфальтобетоном уложат 197 километров двухполосной дороги второй технической категории. Сюда входят 60 километров обхода Тараза, 45 километров участка «Кайнар - Кордай»,76 километров обхода Кордая, а также 16 километров подъезда к границе с Кыргызстаном. Предусмотрено возведение 22 мостов, 15 путепроводов, прокладка 643 водопропускных труб и мест для прогона скота, 11 транспортных развязок в различных уровнях.

 

«А дорога серою лентою вьется»

 

С основным сообщением для членов общественной комиссии выступил Сатжан Аблалиев, заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК. Как следует из предоставленной информации, с начала реализации проекта «Западная Европа - Западный Китай» в Жамбылской области освоено порядка 62 миллиардов тенге инвестиций, произведено устройство 265 километров цементобетонного покрытия и уложено 61,2 километра нижнего слоя асфальтобетонного покрытия. Работу выполняют следующие местные, отечественные и иностранные компании: АО «К-Дорстрой», ТОО «КСС/Жамбылжолкурылыс», ТОО «Казахдорстрой», СП «Казахдорстрой - Хюндай», АО «КСС», ТОО «АКМ», АО «Дженгиз Иншаат». Общее число работников, занятых в реализации проекта, на сегодня составляет 6147 человек, в том числе 2934 человека местного персонала, что составляет 48%. Общее количество привлеченной дорожно-строительной техники и оборудования - 1467 единиц. По состоянию на 17 мая 2012 года проезд открыт по 199 километрам новых дорог, в том числе: по 34 километрам четырехполосных и 165 километрам двухполосных.

 

Урок для инофирм

 

Проехав от границы с Южно–Казахстанской областью до Тараза и визуально ознакомившись с ходом работ, члены комиссии остались в целом довольны увиденным и услышанным от руководителей подрядных организаций, которые заверяли, что сдадут свои участки государственной комиссии досрочно. Однако мажилисмен Кожахан Жабагиев и его коллеги по общественной комиссии были настроены явно на критический лад. «Напоминаю всем вам, что действует поручение Правительства местным и территориальным органам власти оказывать всемерную помощь и поддержку подрядным компаниям в оформлении разрешительных документов. Но если быть более конкретным, наше государство не выполняет своих обязательств и создает большие проблемы для инвесторов», - прямо заявил председатель комиссии. Как оказалось, для такого резкого заявления существуют все основания, что подтвердили в своих выступлениях–жалобах представители иностранных компаний. Одна давно обратилась в Шуский акимат с просьбой о разрешении пользоваться грунтовым карьером, ибо имеющийся грунт был использован по просьбе наших пограничников на дополнительном к проекту участке подъезда к границе с Кыргызстаном для защиты от наркотрафика и контрабанды. Разрешение до сих пор не выдано! Кроме того, в период ожидания в компанию хлынули различные проверки, из–за чего все работы по устройству основного полотна дороги в обход Кордая приостановлены. Другой подрядчик, тоже иностранный, пожаловался на частые отключения электроэнергии, по этой причине выходят из строя электродвигатели оборудования. На этом фоне как-то неожиданно прозвучало выступление приглашенного на трибуну Леонида Стрельского, директора Жамбылского филиала ТОО «Казахдорстрой». «Этот вопрос актуален для иностранцев, они еще не совсем адаптировались к местным условиям», - просто и доходчиво сказал ветеран дорожного строительства Казахстана высоким гостям и всем присутствующим суть проблем. Конечно же, его компания, изначально «адаптированная к местным условиям», на всякий случай прихватила с собой мощные дизельные станции, так что перебои с электроэнергией ее не гнетут. Не дожидаясь разрешительных документов на разработку ресурсов, «Казахдорстрой» с ходу вошел в деловой контакт с местными владельцами действующих карьеров и стал приобретать у них все необходимые материалы. Надо признать, что иностранные компании, которые никогда не приступят к работе без полностью подготовленной инфраструктуры, получили хороший урок того, как обойти «великую стену» нашей бюрократии, и, чего скрывать, несовершенства законодательства.

 

«Там, в законах, предусмотрены свои законы…»

 

Так и сказал, обращаясь к подрядчикам, жалующимся на волокиту при оформлении правоустанавливающих документов, Орман Аккозиев, начальник Шу–Таласского Департамента экологии. «Я утверждаю, - заявил эколог, - что с нашей стороны препон и задержек при выдаче документов не было. Надо говорить открыто и честно: все задержки по оформлению разрешительных документов – это были запоздалые действия с вашей стороны. О чем говорить, если из 37 заявленных карьеров только шесть находятся на оформлении». О.Аккозиев предъявил претензии местным «добытчикам», которые на территории Жамбылского района оставили два карьера в таком страшном состоянии, что те не подлежат рекультивации, а что касается других карьеров, то ни от одного подрядчика в Департамент экологии по сей день не представлены проекты рекультивации.

На заседании общественной комиссии всплыли и другие «чудеса», которые озвучил Нурлан Баймурзаев – заместитель председателя, заведующий Секретариатом Комитета партийного контроля НДП «Нур Отан». Как оказалось, сначала подрядчик должен получить контракт на разведку, затем - контракт на добычу, идет время, работы не ведутся, а в это время приходят контролирующие органы и беспощадно штрафуют компанию, на что уходит ее прибыль. Так, например, Налоговое управление ухитрилось проверять вопросы недропользования! Н. Баймурзаев поручил комиссии партийного контроля ЖФ «Нур Отан» проанализировать действия всех контролирующих и разрешительных органов по срокам оформления документов не только дорожным строителям, но и всем предпринимателям, принять меры к нарушителям. Словом, проблема недропользования на сегодня является главным сдерживающим фактором. Для его устранения общественной комиссией приняты протокольные решения и рекомендации органам власти. Времени на «раскачку» уже нет. В 2012 году в Жамбылской области планируется освоение около 41 миллиарда тенге на строительство 131,4 километра трансконтинентальной магистрали, а 185 дополнительных километров должны войти в эксплуатацию.

Общественная комиссия на проекте века
Общественная комиссия на проекте века