«Прием граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных по дорогам республиканского и областного значения, с 2010 года является одной из эффективных форм совместной деятельности областного филиала партии с Департаментом внутренних дел, - сообщила Бахыт Тулемисова, заведующая общественной приемной ЖФ НДП «Нур Отан». - Качество и результативность работы органов правопорядка теперь будет определяться не статистическими данными, а уровнем доверия к ним со стороны граждан, взаимодействия с населением. В ходе приема гражданам будут даны ответы на интересующие их вопросы, юридические консультации и разъяснения законов. Всю работу проведет мобильная группа специалистов, которую возглавляю я, полковник полиции в отставке, и в которую входят полковник полиции Мамбет Смаилов, заместитель начальника Управления дорожной полиции ДВД области, а также сотрудники различных служб и подразделений. В акции принимает участие Еркебулан Куралбаев, исполнительный секретарь молодежного крыла партии «Жас Отан».
Специально оформленный автобус «Приемной на дороге» в сопровождении автомашин дорожной полиции прибыл в поселок «Красная звезда» Байзакского района, где собрались местные жители, водители междугородних автобусов и такси. Отряд юных инспекторов дорожной полиции из местной школы разыграл мини-представление по Правилам дорожного движения, после чего началась деловая встреча мобильной группы с сельчанами.
По ДТП тенденция тревожна
Заместитель начальника Управления дорожной полиции области М.Смаилов в своем выступлении привел цифры, свидетельствующие о продолжающемся неблагополучии на автодорогах. «За 2011 год было зарегистрировано 542 дорожно–транспортных происшествия, в которых погибли 273 человека и получили ранения 630 водителей и пассажиров транспортных средств. А за четыре месяца 2012 года, - акцентировал полковник, - уже зарегистрировано 199 ДТП, в которых погибли 47, а ранены и травмированы 285 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это тревожный показатель роста аварийности. Такая же ситуация в Байзакском районе, где с начала года совершено 15 ДТП, в результате которых погибли семь человек и 24 ранены». Правда, как отметил выступающий, на автодорогах области достигнуто снижение более чем в два с лишним раза коэффициента тяжести последствий автоаварий (числа погибших в расчете на каждые 100 пострадавших. - Прим. ред.). В этом году он составил 14,7%, тогда как в прошлом - 37,7%. Как показал приведенный полковником М.Смаиловым анализ причин дорожно-транспортных происшествий, из основных выделяются две: выезд на полосу встречного движения (19%) и превышение скорости движения, что явилось причиной 41ДТП с 14 погибшими и 51 раненным (21%). Возникновению практически всех дорожно-транспортных происшествий способствовали недисциплинированность, беспечность и самонадеянность водителей в контроле над дорожной ситуацией, грубые нарушения Правил дорожного движения.
Вопросы, заданные жителями Байзакского района членам мобильной группы, объективно добавили еще одну предпосылку к ДТП – это, мягко говоря, неудовлетворительное состояние дорожного полотна и обустройства дорог в сельской местности. «Налоги платим, страховки платим, а дороги как были разбитыми, так и остались, - взывал Полат Жиналиев, житель села Ровное. – Ходовая часть ломается, колеса гнутся, камни из- под них бьют лобовое стекло. Как же нам ездить?». Ответ дал М.Смаилов: «После 15 мая будет начат ямочный ремонт 20 километров дороги на Ровное и Политотдел». А вот сообщение жителя «Красной звезды» Индо Фейзулова о том, что на дороге от бывшего мясокомбината до скотного рынка зияют 12 открытых колодцев, осталось без ответа, но было зафиксировано для передачи городской власти. В любом случае, ездить не только ночью, но и днем здесь крайне небезопасно, нужны срочные меры.
Держать «карман» пошире
Мобильная группа акции «Приемная на дороге» въехала на просторный двор ТОО «ТаразПассТранс» (бывший междугородний автобусный парк № 2. - Прим. ред.), где собралась небольшая группа водителей и ремонтников. Разговор сразу же принял сугубо практический, профессиональный характер. Вопрос следовал за вопросом: Почему инспектор оштрафовал за трещины на лобовом стекле автобуса? Имел ли право инспектор оштрафовать и снять с маршрута за шины с разным рисунком протектора? Почему за повышенную дымность из выхлопной трубы штрафуют водителя, а не продавца некачественного бензина на заправке? Характерно, что все респонденты называли одинаковые суммы штрафов – 7.000 тенге (по-видимому, если цифра «7» считается счастливой, то 7000 - роковое число). Ответы старшего инспектора дорожно–технической инспекции УДП ДВД Николая Сона были лаконичны: «Правила дорожного движения одинаково обязательны для всех. Если в зоне очистительных щеток имеются трещины, то эксплуатация транспортного средства запрещена. Правила требуют наличия на одной оси шин одинакового размера с одинаковым рисунком протектора, в противном случае эксплуатация транспортного средства запрещена. Контролирует качество бензина не УДП, а Департамент метрологии и стандартизации, обращайтесь туда. Бензин на заправках города одинаков, но при этом до 40% автомобилей и автобусов дают чистый выхлоп. Значит проблема в техническом состоянии машины, ее топливной аппаратуры. Механик перед выпуском на маршрут должен проверять».
Не осталась без внимания, была запротоколирована для передачи в акимат и его Управление строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог жалоба работников ТОО на действующий почти год старый тариф на пригородные перевозки, оставшийся на уровне 40 тенге, притом как цена на бензин и дизтопливо повышалась уже несколько раз, а проезд на городских маршрутах составляет 45-55 тенге. Это привело к тому, что около двух десятков водителей побросали свои автобусы, сиротливо выстроившиеся во дворе, и ушли, не имея желания работать себе в убыток. А пассажиры ждут и негодуют… Была высказана, хотя, как оказалось не по адресу, претензия к остановкам автобусов. Оборудованные еще в советские времена под названием «карман» и «конверт» они не вмещают длинные автобусы, которые в нарушение графиков долго «отстаиваются», собирая пассажиров, а другие зачастую вынуждены высаживать и забирать пассажиров чуть ли ни на проезжей части дороги, что чревато ДТП. Такая ситуация давно существует на остановке «Шахристан» проспекта Толе би, на остановке «Горбольница» по проспекту Жамбыла, в ряде других мест. В общем, встреча выявила множество отнюдь не новых проблем, требующих неотложного решения акиматами города и районов.