Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 02 мая, 11:34

Разговоры о главном

Мероприятие открыл председатель Международного Совета 13-ти стран мира Сергей Чуйков, отметив, что у всех инвалидов, которые обращались в общественную приемную МОДИ, есть возможность на этом «круглом столе» решить накопившиеся проблемы, поскольку здесь присутствуют ответственные за эти сферы чиновники.  

Советник председателя Международного Совета по НПО, председатель ОО «Жандану» Заир Юлдашев сообщил, что в объединение поступили жалобы как в письменной, так и в устной формах, по телефону и лично. Все обращения можно условно разделить на три группы: транспортные трудности (услуги социального такси и «Инватакси»), проблемы, связанные с индивидуальными помощниками инвалидов и сложности касательно реабилитации людей, имеющих инвалидность.

 

На чем ехать?

 

Для начала отметим, что в городе действуют две службы – «Инватакси» (так называемая государственная служба) и социальное такси (финансируется через государственный заказ, но исполнитель – неправительственная организация). Каждая организация предоставляет инвалидам (в зависимости от группы инвалидности и самого заболевания) ограниченное количество поездок в месяц.

Обратившийся в ОО МОДИ Даулет Серикбаев недоволен качеством услуг сотрудников социального такси, которые довозят его до места назначения, а дальше не помогают, к примеру, подняться по пандусу или преодолеть бордюр, объясняя это тем, что такие услуги не входят в их обязанности.

Жумабек Кулетов в своей жалобе указал, что ему отказывают в услугах социального такси, так как он проживает в сельской местности.

А Карлыгаш Жаманбаева, студентка первого курса ТарГПИ, передвигающаяся в инвалидной коляске, обратилась с просьбой оказывать ей услуги, как минимум три раза в неделю, а не четыре поездки в месяц, как это положено сегодня каждому инвалиду, поскольку она не может посещать лекции и сдавать экзамены. Девушка учится на государственном гранте и ее семья не имеет возможности доставлять Карлыгаш к месту учебы, поэтому без «Инватакси» ей не обойтись.

О работе социального такси рассказал председатель ОО «Молодежное общество инвалидов», курирующий этот проект, Руслан Тулегенов: «Социальное такси» финансируется из трансфертов Министерства труда и социальной защиты населения РК. Согласно технической спецификации, мы транспортируем людей с ограниченными физическими возможностями, а также с психоневрологическими заболеваниями из дома в необходимое «заказчику» место, количество заявок от данного человека в месяц – четыре. В прошлом году социальное такси обслужило 280 человек, со всеми людьми мы заключаем договоры. В общей сложности мы совершили 3350 поездок. Мы обслуживаем районы, но только близлежащие – Байзакский и Жамбылский.  Что касается сопровождения водителем пассажира, то его должен совершать  индивидуальный помощник.  Нашим водителям и так приходится задерживаться после работы, чтобы закончить все поездки, потому что очень часто именно после шести вечера людям нужны наши услуги. В этом году мы уже выполнили 480 заявок». Он также внес предложение  создать в городе социальную службу, причем государственную, в которой было бы и социальное такси и индивидуальный сопровождающий.

На это предложение ответила начальник отдела координации занятости и социальных программ акимата города Тараза Гаухар Олжабаева: «У нас наоборот на сегодняшний день все идет к тому, чтобы мы передавали все эти услуги в негосударственный сектор – общественным организациям, например». Она же ответила на все вопросы, касающиеся службы «Инватакси».

«Инватакси» у нас две автомашины, они были куплены не за бюджетные деньги, а подарены благотворительным фондом, который нам поставил определенные условия: мы финансируем работу «Инватакси» через городской акимат, чтобы инвалидам услуги оказывались бесплатно. Сегодня мы внесли изменения в правила и увеличиваем в мае количество поездок до восьми».

Касательно К. Жаманбаевой, она пообещала решить ее вопрос в индивидуальном порядке и в целом попросила составить списки студентов, имеющих инвалидность, которые обучаются в вузах и средних специальных учебных заведениях и нуждаются в услугах «Инватакси».

Кроме того, Г.Олжабаева заверила присутствующих, что «Инватакси» готово доставлять инвалидов и во внерабочее время, но за отдельную плату и при условии подачи такой заявки заранее.

 

Кто сопровождает?

 

Немало нареканий вызывает проблема оплаты индивидуальных помощников людей, имеющих инвалидность. На «круглом столе» прозвучали такие вопросы: почему у них такие низкие зарплаты? Почему не учитывается, сопровождает ли помощник работающего инвалида или нет?

Дельное предложение по этой теме внес Сергей Чуйков, который высказался за индивидуальный подход к заработной плате помощников. В заявке каждый инвалид должен указывать, работает ли он, или занимается общественной деятельностью и прилагать подтверждающие документы. Тогда зарплата будет у каждого в соответствии с объемом его работы.

 

Где проходить реабилитацию?

 

Последним вопросом мероприятия стала реабилитация людей с ограниченными возможностями: где в этом году ее можно будет пройти, и для всех ли инвалидов будут созданы необходимые условия?

Точного ответа на эти вопросы работники отдела координации занятости и социальных программ горакимата дать не смогли, поскольку результаты тендера будут озвучены 4 мая и тогда станет известно, в каком именно реабилитационном центре смогут проходить санитарно-курортное лечение и реабилитацию инвалиды. Зато были озвучены хорошие новости: сейчас на рассмотрении в Правительстве находится проект строительства в Таразе в конце ул.Аскарова нового реабилитационного центра для детей-инвалидов на 101 койко-место. А также в планах начать возведение в Таразе и другого значимого объекта – дома-интерната для людей с психоневрологическими заболеваниями на 300 койко-мест.

 

Присутствующими на «круглом столе» было решено создать рабочую группу, которая составит протокол мероприятия и направит его городским властям, чтобы озвученные проблемы нашли свое решение.