Наверное, ввиду того, что главный педсовет региона проходил под модернизированным, давно подзабытым девизом «Семья, школа, общество – взаимодействие во имя будущего», были приглашены акимы областного центра и районов, начальники областных управлений, руководители департаментов республиканского значения, родители, представители неправительственных организаций и средств массовой информации. Докладчик - начальник областного управления образования Сулушаш Курманбекова - не стала нарушать устоявшуюся традицию и построила свое выступление на подробном анализе достижений и недостатков в деятельности отрасли. Прежде всего, она напомнила: «Как подчеркнул Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!», «качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана». Выполнение этой задачи нашло свое отражение в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы и в соответствующей областной программе».
Доклад изобиловал цифрами, процентами, сравнениями. Из года в год увеличивается объем финансирования системы образования. Если в 2010 году на эти цели выделялось 40 миллиардов 410 миллионов тенге, то в текущем – 52 миллиарда 940 миллионов тенге, в том числе на капитальный ремонт 27 школ из средств местного бюджета отпущены один миллиард 64 миллиона 942 тысячи тенге, а на текущий ремонт 159 школ - 324 миллиона 227 тысяч тенге. Прирастает учебно-материальная база образования. В 2010-2011 учебном году были сданы в эксплуатацию здания четырех новых школ. В этом году детей гостеприимно примут три новые типовые средние школы: имени Амангельды и Жамбыла Таласского района (каждая по 1500 мест. – Прим. ред.) и имени М.Макатаева Шуского района на 780 мест. Завершается строительство пристроек учебных корпусов к СШ «40 лет Казахстана» села Сарыкемер Байзакского района на 120 мест и к СШ № 14 села Каракемер Кордайского района на 224 места.
«Безусловно, созданные условия в области образования дают возможность для получения молодежью качественного образования и достижения ею высоких результатов», - сделала вывод С. Курманбекова, подтвердив сказанное свежими примерами. Так, за семь месяцев текущего года на Международных олимпиадах и научных соревнованиях учащиеся области завоевали 19 медалей различного достоинства. На республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам команда области заняла второе место и была признана «Самой лучшей командой», а казахско-турецкая школа-интернат для одаренных мальчиков и областная школа-интернат «Дарын» для особо одаренных детей завоевали звания «Лучшая олимпийская школа -2011». По результатам промежуточного государственного контроля, проведенного в 2011 году, четыре школы области вошли в число лучших школ республики. Если по результатам ЕНТ предыдущего учебного года Жамбылская область была в конце списка, то ныне находится в его середине.
«Первой ступенью выхода казахстанского образования на уровень требований международных стандартов определена государственная программа «Балапан», которая играет особо важную роль в системе предшкольной подготовки, - вернулась к истокам образовательного процесса Сулушаш Курманбекова. По озвученным ею данным, в области функционируют 153 детских сада и 132 мини-центра с общим охватом 26860 детей. С начала 2010 года в рамках программы «Балапан» были открыты 19 детских садов на 2340 мест и 70 мини-центров на 2825 мест, дополнительно открыты 68 групп на 1705 мест в действующих детских садах и мини-центрах области. Количество детей, охваченных дошкольным воспитанием, по сравнению с началом 2010 года, возросло на 6870. В 2011 году в рамках госпрограммы запланировано открытие дошкольных организаций еще на 3115 мест.
Кому продвигать программу ФИИР?
Особый акцент в докладе был сделан на состоянии и перспективах учреждений технического и профессионального образования, выпускникам которых предстоит в полной мере работать над реализацией Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны (ФИИР). Как отметила С. Курманбекова, в 2010-2011 учебном году в Жамбылской области функционировало 60 организаций технического и профессионального образования, в том числе 40 колледжей и 20 профессиональных лицеев с общим количеством более 60 тысяч учащихся, из которых 13055 обучались по государственному образовательному заказу. Бюджетные расходы на эту сферу с 2009 года по 2011 год увеличились почти в полтора раза. Только в текущем году из местного и республиканского бюджетов на укрепление учебно-материальной базы выделено 72 миллиона тенге, на капитальный ремонт зданий 221 миллион тенге, на приобретение учебников и учебных пособий - 11 миллионов 291 тысяча тенге. «Управлением неоднократно поднимался вопрос об углублении специализации колледжей и лицеев, - особо отметила С. Курманбекова. - Назрела необходимость переориентировать ряд из них с гуманитарных на технические и технологические специальности, востребованные на рынке труда. В минувшем году подготовка по педагогическим специальностям велась в 22 колледжах, по экономическим – в 25, по юридическим – в 15(!) А ведь каждому известно, что потребности в указанных кадрах область не испытывает, выпускники остаются нетрудоустроенными. Более того, в одних и тех же колледжах готовят педагогов, электриков, юристов, строителей, программистов…». По мнению начальника Управления образования, одним из путей изменения абсолютно не нормальной ситуации является углубление формирования государственного образовательного заказа на подготовку специалистов со средним техническим и профессиональным образованием с учетом реальных потребностей рынка труда. Высок спрос на специалистов сферы обслуживания, агропромышленного комплекса, сельского хозяйства, о чем свидетельствует постоянное увеличение заказа на их подготовку. В него по заявкам работодателей включены такие специальности, как металлообработка, контрольно-измерительные приборы и автоматика, химическая технология, эксплуатация машин и оборудования промышленности, геодезия и картография. С.Курманбекова признала, что наметившийся в последние годы бурный рост количества колледжей, особенно негосударственных, не гарантировал качества образовательных услуг. В первом полугодии текущего года Управлением образования были проверены 28 негосударственных учреждений этого типа. В результате проверок три из них были закрыты сразу, еще по трем в суд переданы материалы на отзыв лицензии, деятельность четырех приостановлена сроком на год. Привлечены к административной ответственности с рассмотрением вопроса о дальнейшем существовании пять ССУЗов; в семи колледжах закрыта подготовка по 15 специальностям.
Полпедагога и одна треть
Из всех выступивших на пленарном заседании конференции только аким Жамбылской области Канат Бозумбаев обратил внимание на повестку дня и последовал ей. «Воспитание детей - это всегда нелегкое, интересное, творческое дело, - подметил глава региона, - а главное средство нравственного воспитания, как сказал замечательный просветитель казахского народа Ибрай Алтынсарин, труд и пример родителей. Существующая форма общения школы и семьи, как правило, сводится к монологу педагога об успехах и неудачах учащихся. Хотелось бы изменить положение, надо активно вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность». Затем аким коротко остановился на усилиях государства и местных органов власти по укреплению материальной базы образования и, следуя совету Козьмы Пруткова: «зри в корень», выдал участникам большого педсовета свое видение преодоления укоренившихся проблем и устранения недостатков в этой сфере. Согласившись с действиями Управления образования по наведению порядка относительно колледжей, К.Бозумбаев подтвердил абсолютное непринятие такого положения, когда ряд из ССУЗов вел учебно-воспитательный процесс в здании бани, гостиницы и т.п. Вместо убогих учебных заведений в текущем году откроется новый, современный колледж культуры и искусства, на подходе открытие уникального колледжа IT–технологий, которым будут гордиться и область, и республика, его учредителем и акционером вместе с акиматом будет одна из ведущих национальных компаний. Не обольщаться результатами ЕНТ в текущем году, а двигаться вперед, уделяя должное внимание каждому учебному предмету в отдельности - такое поручение дал глава региона руководящим работникам образования. Оснований для серьезного беспокойства более чем предостаточно. Во-первых, выпускники школ области в ходе ЕНТ показали по истории Казахстана, казахскому и русскому языкам уровень знаний более низкий, чем в прошлом году. «В чем причина? - обратился к участникам конференции Канат Алдабергенович и сам же ответил. - В низкой профессиональной подготовке педагогических кадров. По данным облУО, из 1178 учителей истории Казахстана одна треть, в среднем 35 процентов, закончили ВУЗы заочно. В Байзакском и Кордайском районах их насчитывается по 54 процента, в Шуском – 48, в Таласском районе – 44 процента». По данным того же источника оказалось, что среди учителей казахского языка учителя – «заочники» составляют по области 37 процентов (в ряде районов эта цифра зашкаливает за 66 процентов). Доля учителей русского языка, получивших высшее образование заочно, составляет 17 процентов. «Конечно, заочник заочнику – рознь, но разве это работа по подбору кадров, - продолжил справедливо возмущаться К. Бозумбаев. – Я вам один пример приведу. Выпускница одного из городских ВУЗов окончила его с красным дипломом, устроилась в городскую же школу. При проверке она не сумела решить примеры за пятый класс (!) Какова цена вашего красного диплома, ректоры университетов и институтов?» Серьезной проблемой на пути повышения качества образования является то, что треть педагогов школ области имеют учебную нагрузку 0,5 ставки. «Какую работу можно требовать с учителя за три часа в неделю? Я поручаю акимам районов и города Тараза, Управлению образования эту практику прекратить и требую неукоснительно следовать правилу – учитель должен работать на полную ставку», - заявил глава региона.
Далее К.Бозумбаев поставил конкретные задачи по омоложению педагогических кадров при соблюдении принципа их преемственности, по коренному улучшению качественного состава директорского корпуса. ОблУО поручено продолжать тестирование уровня и качества знаний не только учителей, но и руководителей школ. В деле профилактики правонарушений среди несовершеннолетних коллективам учреждений образования аким области посоветовал: правильно и полно организовывать досуг детей и подростков, усилить роль родительских комитетов во внеурочной работе, во взаимодействии с правоохранительными органами больше проявлять инициативы по проведению совместных мероприятий. «Здесь прозвучало много предложений и немало критики в ваш адрес, - завершил выступление Канат Бозумбаев. - Я надеюсь на понимание, что все это направлено на улучшение нашей работы, и на вашу поддержку».