Существующие в настоящее время способы защиты прав и интересов предпринимателей достаточно разнообразны. Они находят отражение в конкретном механизме защиты, одним из которых является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Во исполнение поручения Главы государства о защите прав предпринимателей и обеспечения более прозрачной и гласной процедуры государственного контроля и надзора в сфере регистрации проверок, Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан продолжается реализация проекта «Бизнес тірегі».
Реализуемый проект предоставляет предпринимателю возможность узнать, действительно ли проводимая в отношении него проверка зарегистрирована в органах по правовой статистике и специальных учетов, обосновано ли назначение в отношении него проверки и т.д.
Выявленные факты нарушения законодательства государственного контроля и надзора указывает на результативность данного проекта.
Так, в рамках этого проекта через Интернет ресурсы 06.03.2012 г. обратился владелец кафе «Асемай» находящегося в с. Аса Жамбылского района, индивидуальный предприниматель, Токтаева Забида Рзаевна на незаконные действия государственного ветеринарно-санитарного инспектора Жамбылской районной территориальной инспекции Жансеитова А.
Установлено, что Жамбылской районной территориальной инспекцией проводились рейдовые проверки по выявлению незаконно действующих объектов массового содержания скота и убою их, а также субъектов, осуществляющих реализацию скота и мясной продукции.
В ходе реализации указанных мероприятий, ветеринарно-санитарным инспектором Жансеитовым А., проведена проверка деятельности вышеуказанного индивидуального предпринимателя без вынесения акта о назначении проверки и с нарушением сроков уведомления о проведении проверки.
По результатам проверки 01.03.2012г. администратор кафе привлечен к административной ответственности по ст. 310 КРКоАП с наложением штрафа 8090 тенге.
На основании информационного письма Управления прокуратурой области 20.03.2012г. в отношении Жансеитова А. возбуждено административное производство по ст. 153 ч. 1 п. 2 КРКоАП и направлено в суд для рассмотрения. Также 26.03.2012 г. в Жамбылскую областную территориальную инспекцию Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК внесено представление об устранении нарушений законности, с постановкой вопроса об отмене дела об административном правонарушении.
В настоящее время указанные акты прокурорского реагирования на стадии рассмотрения.
Кроме того, с учетом поставленных Комитетом задач, Управлением смещен акцент в работе на искоренение незаконных проверок и пресечение их на стадии назначения.
Так, Управлением, в ходе регистрации актов о назначении проверок выявляются многочисленные факты назначения проверок с нарушением норм законодательства Республики Казахстан.
К примеру, государственным ветеринарно-санитарным инспектором Шуской районной территориальной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора Сырымбетовым М. 27.02.2012 года был представлен для регистрации в орган правовой статистики и специальных учетов акт о назначении внеплановой проверки №13 от 27.02.2012 года в деятельности скотного рынка ТОО «Нурдаулет» находящегося в с. Толеби.
Однако каких либо оснований для назначения внеплановой проверки не имелись.
Согласно ст. 16 Закона РК «О государственном контроле и надзоре», основаниями внеплановой проверки проверяемых субъектов являются,
контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в результате проверки и по результатам иных форм контроля и надзора, получение информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и местных представительных органов о причинении либо об угрозе причинения существенного вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, инициативное обращение проверяемого субъекта о проведении проверки его деятельности и т.д.
Также в нарушении статьи 19 Закона, Сырымбетовым С., не уведомлен субъект частного предпринимательства о предстоящей внеплановой проверке.
В соответствии ст. 19 Закона, при проведении внеплановой проверки, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2), 3), 4), 7), 8) пункта 7, пунктами 9 и 10 статьи 16 настоящего Закона, государственный орган обязан известить проверяемый субъект о начале проведения внеплановой проверки не менее чем за сутки до начала самой проверки с указанием предмета проведения проверки.
Аналогичным образом, государственными ветеринарно-санитарными инспекторами Шуской районной территориальной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора Ембердиновым Р. и Ожан С., при регистрации актов о назначении проверок № 14 и № 15 от 27.02.2012 г. в деятельности того же субъекта частного предпринимательства, нарушены вышеуказанные требования законодательство.
Согласно п. 11 п.п. 14 «Правил государственной регистрации, учета и контроля проверок, осуществляемых государственными органами Республики Казахстан», утвержденного приказом Генерального Прокурора РК № 125 от 25.11.2011г., несоблюдение сроков уведомления субъекта частного предпринимательства о предстоящей проверке, когда требование об обязательном уведомлении предусмотрено Законом, является основанием для отказа в регистрации акта о назначении проверки.
В этой связи, Управлением отказано в регистрации акта о назначении проверки и направлено информационное письмо Шускому межрайонному прокурору для возбуждения административного производства в отношении указанных должностных лиц по ст. 153 ч.1 п. 1 и 3 КРКоАП (Нарушение порядка проведения проверки субъектов частного предпринимательства, в том числе: отсутствие оснований проведения проверки, несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки).
Работа в данном направлении, с учетом поставленных задач Комитета, продолжается.