Если в ранее действующем реестре государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам, числилось 132 вида услуг, то в реестре, утвержденном Правительством РК в 2010 году, их насчитывается уже 206 видов. Количество прирастает с каждым годом . Одновременно должен идти непрерывный процесс повышения качества данных услуг, их доступности всем категориям граждан. Мобильность, быстрота получения, качество – таковы современные требования. На этом в своем докладе акцентировала внимание слушателей Айжан Калдыбекова, начальник отдела по праворазъяснительной работе и оказанию юридических услуг населению Департамента юстиции Жамбылской области.
С примерами из наиболее успешного зарубежного опыта по созданию центров обслуживания населения (ЦОНов) ознакомила участников конференции Зауре Абдукаримова, директор «Института послевузовского образования» ТарГУ имени М. Х. Дулати, кандидат юридических наук, доцент. Так, в Австралии обратили внимание на качество услуг и начали открывать ЦОНы еще 1997 году, объединив их впоследствии в государственное агентство «Киберлинк», которое оказывает буквально все виды услуг. Оно имеет по всей стране 400 офисов, координируемых центральным аппаратом агентства. 24 тысячи сотрудников оказывают 300 миллионов услуг в год. Бюджет агентства составляет 37 миллиардов долларов США. В Германии инициаторами создания центров обслуживания населения явились правительства земель, имеющие огромные полномочия. Там изначально перевели государственные услуги в стандарт информационных систем. Самое большое в мире количество видов услуг (около 500) во всех сферах населению оказывает Бразилия. Докладчик особо подчеркнула: «Для всех государств мира, в том числе для Казахстана, характерны общие проблемы: выбор объема услуг, которые могут оказывать ЦОНы, где все определяют возможности страны; подготовка квалифицированных кадров, которые везде изначально не способны к высокому уровню услуг, координация действий государства с ЦОНами. Постепенно мы будем приближаться к мировому уровню, так как уже за этот год в электронный формат перейдут 40 наиболее востребованных населением государственных услуг».
Директор НПО «Атамекен» Елена Буданова и заместитель главного врача городской больницы № 2, депутат городского маслихата Гулам Умаров дали положительную оценку качеству услуг, оказываемых местными государственными органами и ЦОНами представителям малого и среднего бизнеса, а также физическим лицам. «Мы провели опрос предпринимателей, - сказала Е. Буданова, - из 40 респондентов ни один не отозвался плохо о деятельности ЦОНов. По качеству выдаваемых документов улучшилась работа и в Центре по недвижимости».