«В настоящее время паводковая обстановка в области складывается в пределах нормы, - посвятил журналистов в ситуацию Руслан Иманкулов, пресс–секретарь ДЧС области. Водохранилища, которыми зарегулированы наши основные реки Шу, Талас, Аса работают в режиме накопления воды на вегетационный период, имеют достаточный буферный запас для приема паводковых вод. Наполнение водохранилищ от проектного объема составляет: Терис-Ащибулакского - 37 %, Тасоткельского - 27%, Кировского - 73%. Все малые водоемы работают в режиме проточности. Осуществляется ежедневный мониторинг их наполнения и уровня воды в реках. По городу Таразу, учитывая негативный опыт прошлых лет, мы этим рейдом проявляем инициативу, направленную на то, чтобы в период резкого таяния снега и атмосферных осадков не создалась тяжелая паводковая ситуация. За городские каналы отвечает городской акимат, они у него на балансе находятся, и контролировать должен городской акимат. Обслуживает это большое хозяйство ТОО «Тараз-Ирригация». Остальное вы увидите сами».
Первая остановка на канале Капал, в том месте, где он проходит мимо территории завода «Коммунмаш». Кое–как пробравшись по ухабам скользкого берега до русла, мы увидели, мягко говоря, неприглядную картину. Посреди канала водой намыло возвышенности из бытовых отходов, мусора, упавших стволов деревьев. Но большую часть «строительного материала» составляют сотни пластиковых бутылок и пакетов. Они же устилают в несколько слоев прибрежную часть. «Пока воды мало. Видно, что грязью намыло целые острова. Лежащие в воде стволы деревьев и горы пластика пока опасности не представляют, но при повышении уровня воды при потеплении они создадут заторы, препятствия. В таком состоянии этот канал дает 100-процентную вероятность подтопления частного сектора, весь мусор будет там, перекрывая сток воды, - прокомментировал подполковник Омар Такеев, начальник отдела предупреждения ДЧС области. Р. Иманкулов продолжил: «С той стороны улицы Абая канал резко сужается, там в прошлом году были случаи подтопления. Никакая техника туда не подойдет, берега наглухо закрыты железными заборами и стенами строений. Потом жители начинают нам звонить: «Что делать? Нас топит, спасайте!». В то время, как все эти горы мусора нужно было своевременно вычистить».
Канал Капал проходит по жилому частному сектору до станции Бурыл, на которую мы и направились. Поток воды, зажатый в узкие берега, ревет на выходе из незамысловатого гидротехнического сооружения, увенчанного металлическим мостиком. Та же грязь, та же скопившаяся не за один месяц пластиковая тара. Чуть вдали виднеются угрюмые металлические и бетонные заборы, наглухо перекрывающие даже пешему подход к каналу. Участники рейда, журналисты, проявляют свои знания и недоуменно обращаются к сотрудникам ДЧС: «Так по закону должна же быть водоохранная зона, или хотя бы полоса… Где она и почему ее нет?». Те переадресовали вопрос к хозяину города, его земли и воды – городскому акимату, а также к другим уполномоченным органам. Р. Иманкулов со своей стороны добавил: «Сейчас самое время заниматься шлюзовыми сооружениями. Когда уровень воды поднимется, шлюз невозможно будет ни поднять, ни опустить. На том участке канала Капал, который мы посетили первым, шлюз не в рабочем состоянии, а здесь, в районе станции Бурыл шлюза вообще нет».
Следующая точка рейда – 2-й переулок Улбике акына в районе «Сельпо». Здесь проходит канал Уш-Булак, этот район известен частыми подтоплениями. И на сей раз обстановка, прямо скажем, безрадостная. На небольшом участке канала, невдалеке от металлического мостика, скопилось такое количество мусора и пластиковой тары, что кто-то из присутствующих невесело пошутил: «Да это же плотина «ДнепроГЭСа!». Картину дополняют две водопроводные трубы, перекинутые с берега на берег. Лениво плывущий по небольшому течению всяческий хлам, упирается в них и, так же не спеша, присоединяется к уже образовавшейся горе мусора. Услышав шум машин и негодующие возгласы участников рейдовой группы, из калитки одного из домов выглянула женщина, представившаяся Альмирой Фазылзановой. «Я уже хотела все это безобразие сфотографировать и отослать в акимат, но хорошо, что вы приехали, - пожаловалась хозяйка дома. – Бытовой мусор из переулка не вывозится, ни с кем договора мы не заключали, никто не предлагал. Сами с мужем пакуем бытовые отходы в мешки и вывозим на свалку. Те жители, от которых речка подальше, предпочитают все сваливать в нее, им, видите ли, так удобнее. Сколько ни ругаемся, толку нет. Периодически граблями чистим канал, вытаскиваем массу бутылок, иначе будет как в прошлом году, когда у нас затопило огород и весь двор. Никаких сил и нервов уже нет!».
После такого крика отчаяния и без того удрученное настроение совсем сникло. Однако прибывший главный специалист отдела организационно-кадровой и инспекторской работы акимата города Сергей Хен пытался разубедить участников рейда, что не все так плохо. «По руслу реки Талас в районах Тектурмаса, Казпоселка и массива «Проектировщик» аварийные участки в прошлом году были устранены. В эту зиму, за последние две декады января и первую декаду февраля, силами «Тараз–Ирригации» и отдела ЖКХ были очищены каналы Карасу, Карасу-1 и Карасу-2, а также канал Капал, который очень протяженный. Нами совместно со специалистами ТОО «Тараз–Ирригация» разработан проект. Цель его – осушение дренажных вод города Тараз. Сооружение двух или более (по необходимости) дренажных каналов в обход территории города, понизит уровень грунтовых вод, что исключит подтопление «Дальней Карасу», районов за железнодорожной линией и ниже центрального рынка, а также массива «Тайвань». Реализация проекта будет осуществляться поэтапно, в течение 3-5 лет».
Отвечая на вопросы журналистов, С. Хен признал, что самым злободневной и наболевшей проблемой является отсутствие доступа спецтехники к каналам по причине самозахвата горожанами земли в тех местах, где должны быть водоохранные полосы. При этом крайнее изумление вызвали слова чиновника о том, что все постройки на реке Талас и на канале Уш-Булак были официально легализованы(!) в 2009 году. Следовательно, вопрос можно решить только в судебном порядке, а подавать в суд должны какие–то «хозяева некоторых каналов, которые собирают деньги за поливную воду».
Комментарии, в итоге, напрашиваются сами собой. Да, акимат и ТОО «Тараз-Ирригация» работают, чтобы предотвратить разрушительные последствия паводков, но сил у последнего явно физически не хватает на все городское водное хозяйство. Следовательно, нужно их необходимо наращивать. С водоохранными зонами и полосами пора разобраться компетентным органам. Что касается варварского отношения жителей города к чистоте каналов, арыков и прочего, возможно нужны, прямо скажем, драконовские меры. Иначе, восторжествует лозунг, выдвинутый сатириками Ильфом и Петровым: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!».