В Таразе на сегодняшний день проживает около 3000 детей с ограниченными возможностями. Все они нуждаются в специализированной реабилитационной помощи
Однако учреждений, оказывающих такие услуги бесплатно, в областном центре недостаточно. Открытый недавно на базе средней школы № 25 в микрорайоне «Карасу» современный центр психолого-педагогической коррекции для детей с ограниченными возможностями стал замечательным подарком для нашего города от благотворительного фонда «Дара». Финансовые средства на обустройство учреждения выделены из Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust».
Официальное название учреждения – «Кабинет психолого-педагогической коррекции отдела образования акимата города Тараза». Ежегодно здесь до 120 детей с различными нарушениями в развитии и психоневрологическими заболеваниями смогут получать бесплатную эффективную комплексную помощь от команды подготовленных специалистов. Над проблемами в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка будет работать педагог-психолог, учитель-дефектолог займется развитием познавательных способностей, тифлопедагог будет работать с детьми с нарушением зрения, сурдопедагог – нарушением слуха. В штат также приняты логопед, инструктор лечебной физкультуры, учитель музыкально-ритмических занятий и медсестра лечебного массажа. Заработная плата специалистов и содержание центра будут обеспечиваться за счет бюджетных средств.
На открытие центра затрачено свыше 16 миллионов тенге. В учреждении по всем нормативам обустроена «безбарьерная среда»: широкие дверные проемы, отсутствие порогов, цветовые сигналы, поручни. Кабинеты специалистов оснащены современным реабилитационным оборудованием, методическими материалами, развивающей литературой и играми. Центральное значение в процессе развития и образования детей занимает комната, оборудованная по педагогической системе итальянского психолога Марии Монтессори. Здесь имеется несколько десятков различных модулей и зон, предназначенных для развития у детей творческого мышления, логики, математических навыков, умения писать и читать, различать предметы по величине, длине, цвету. Кроме того, занятия помогают развить мелкую моторику рук, осязание и слух. В отличие от традиционных методов обучения, дети учатся, в основном, самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды - Монтессори-материалов. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.
- Наша основная задача – помочь детям с особыми потребностями быстрее адаптироваться к жизни и обществу, - рассказывает методист центра психолого-педагогической коррекции Роза Кемельбекова. - В комнате «Монтессори» ребенок знакомится с предметами, которые встречаются в быту. Благодаря специальным модулям, дети учатся застегивать молнии, пуговицы на одежде, шнуровать обувь, открывать дверные замки, шпингалеты, мочить и выжимать тряпку. Уникальная система направлена на развитие у детей элементарных навыков самообслуживания: умения одеться, умыться, убрать за собой. Дети занимаются обычно все вместе, нет разделения по возрасту. Это вносит свой положительный эффект в процесс реабилитации: они привыкают к обществу, перенимают друг от друга навыки.
Особый интерес представляет комната социально-бытовой ориентировки, где дети приобретают навыки, необходимые для жизни: учатся держать ложку, мыть посуду, резать овощи, наливать чай. Кабинет физической культуры оснащен современными реабилитационными тренажерами, предназначенными для занятий с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В реабилитационный курс входят также занятия музыкой, ритмикой и творчеством.
Во время торжественного открытия нового центра психолого-педагогической коррекции руководитель городского отдела образования Гульзия Заурбекова отметила, что в помощи нуждаются и семьи детей с ограниченными возможностями. В будущем на базе центра планируется открыть группы дневного пребывания. Пока дети будут находиться в центре, родители смогут отдохнуть или сделать какие-то дела. Безусловно, услуги учреждения уже являются хорошей помощью для семьи. Воспитание ребенка с инвалидностью всегда сопряжено с немалыми трудностями для родителей.
- Зачисление детей в кабинет психолого-педагогической коррекции производится на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК),- поясняет заведующая кабинетом психолого-педагогической коррекции для детей с ограниченными возможностями Улмира Садырова. - Согласно стандарту реабилитации, дети будут находиться у нас год, затем они вновь должны пройти комиссию. Если потребуется, то ребенку продлят время пребывания в центре.
К сожалению, охватить всех нуждающихся в коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями центр не сможет. Но все же учреждение хоть как-то поможет решить проблему. На данный момент в Таразе помощь детям-инвалидам и их семьям оказывается также реабилитационным отделением городской детской больницы и в рамках социальных проектов реабилитационного центра для инвалидов «Асар».
Екатерина САФОНКИНА, фото автора