Война грохотала далеко на западе страны. Взрывов бомб и снарядов, ураганного свинцового огня не было слышно в турецких селах на юге Грузии, но ее тревожное, почти осязаемое дыхание чувствовалось здесь ежедневно.
Война была в непосильной работе в колхозе, разом обрушившейся на женские плечи после ухода мужчин на фронт, и в безутешно-горьком плаче вдов и сирот, она была в нелегких буднях и снах, в суровом голосе Левитана: «После ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками наши войска оставили Ворошиловград, Минск, Ржев, Можайск, «За истекшие сутки наши войска сдерживали наступление крупных мотомеханизированных частей противника», «Фашисты столкнулись с исключительным упорством не только регулярных войск Красной Армии, но и гражданского населения».
В семье Паевых, проживавшей в селе Аб Ахалцихского района, было четверо детей: Азал, Шахсанам, Гульсанам и Фияз . В 1942 году глава семьи Фаи Мухтад-оглы ушел на фронт. Его жена Мурват Кадим-кызы надрывала душу горьким плачем, прощаясь с мужем. Как дорог тебе человек, понимаешь только при прощании. Мобилизованные мужчины держались уверенно и мужественно. Согбенные старики, воздев к небу натруженные руки, благословляли своих уходящих сыновей: «Возвращайтесь с победой! Аллах яр олсун! Аминь!» Фаи крепко обнял и поцеловал детей, а Азалу сказал: «Сынок, ты теперь остаешься за старшего, помогай матери!» Жене Мурват наказал: «Береги себя и детей». Разве они могли тогда знать, что видятся последний раз в жизни? Не всем мужчинам было суждено, уцелев в кровавой вакханалии войны, возвратиться домой. Турецкий народ отправил на защиту Отечества 40 тысяч своих сыновей, 20 тысяч из них погибли. Из села Аб ушло на фронт 22 человека, из них 16 героически сложили головы на поле брани.
Потянулись чередой безрадостные дни, наполненные работой, заботами, думами и молитвами. В этой однообразной повседневности для Мурват и ее детей несказанной радостью стали короткие письма от Фаи. Прошли долгие месяцы, и письма перестали приходить. Фаи Мухтад-оглы пропал без вести в пучине войны. Где, на каком боевом рубеже он отважно сражался и как встретил свой смертный час - неизвестно… Но Мурват терпеливо и долго ждала его, надеялась на чудо и на всю жизнь осталась верной памяти мужа.
В июле 1944 года Берия обратился с письмом к Сталину по поводу якобы сложной обстановки в регионе: «В целях улучшения условий охраны государственной границы СССР на участке Грузинской ССР переселить из Ахалцихского, Адыгенского, Ахалкалакского, Богдановского районов, некоторых районов Аджарской АССР 16700 хозяйств турок, курдов, хемщинов в Среднюю Азию и Казахстан». Сталин подписал постановление ГКО СССР № 5279. Войска НКВД 15 ноября 1944 года под руководством Л. Берии бросили силы против беззащитных детей, женщин и стариков, проводя бесчеловечную акцию по депортации ни в чем неповинного турецкого народа. Молниеносная акция была завершена уже 18 ноября, а 28 - Берия докладывал Сталину об успешном завершении операции.
Наверное, со времен завоевательских походов земля так больно не содрогалась от грохота железнодорожных эшелонов, от людского моря слез, горестей и страданий, как в тот трагический ноябрь 1944 года. Беременные женщины от страха и унижения рожали мертвых младенцев, старики, умирая, умоляли, чтобы их похоронили по-мусульмански и прочитали джаназа.
Преодолев тернистый путь длиною почти в месяц, оставив тела умерших людей на степных просторах, измученные люди прибыли в Казахстан. Начиная с Кызылородинской, а далее в Чимкентской, Джамбулской, Алма-Атинской областях начали высаживать из вагонов турок. На станции Арысь целые составы с людьми были отправлены в Узбекистан и Киргизию. В числе многих сородичей семью Паевых высадили на станции Уч-Булак Джамулской области. Начиналась новая, неведомая жизнь. Люди опасались того, что с ними будет, но эти страхи оказались напрасными. В ту лихую годину казахский народ взял под свое надежное крыло обездоленных турок, помог им выжить и воспрянуть духом.
Мы беседуем с Фиязом Паевым - одним из мэтров строительной индустрии Казахстана. Память уносила Фияза Фаиевича к вихрям отшумевшей молодости: к первым трудностям, надеждам, победам и дням счастливым, ради которых человек живет, созидает и всякий раз понимает, как велико его предназначение на земле.
ДПО «Химпром», Новоджамбулский фосфорный завод, ремонтно-механический и силикатный заводы, производственные комплексы в Каратау и Жанатасе, жилые дома, объекты соцкультбыта, - все это его судьба.
Молодость Фияза Паева совпала с хрущевской оттепелью - это было время, когда после десятилетий террора, подозрительности, страха и молчания жизнь неожиданно хлынула свободным, живительным потоком. Паев сызмальства познал нелегкий крестьянский труд. В 1959 году после окончания Джамбулского училища механизации он вернулся в родной колхоз «Трудовой пахарь» и работал каменщиком, помощником тракториста и везде, где были нужны умелые руки.
В 60-х годах прошлого века наш провинциальный город начал кардинально и стремительно развиваться и преображаться. Развитие химической промышленности началось с каратауских месторождений, где имелись мощные запасы фосфоритного сырья для производства минеральных удобрений, и желтого фосфора, из которого можно было получить около 400 видов продукции. Молодой, энергичный Паев с энтузиазмом включился в трудовые будни. Он без отрыва от производства окончил Каратауский горно-строительный техникум, вечерами учился, а днем работал плотником, бригадиром. Был председателем профкома на участке коммунального хозяйства.
В тресте «Джамбулхимстрой» началась его трудовая эпопея. Он был зачислен мастером в СУ-4. В 1975 году Паева назначили начальником этого управления, которое в качестве генподрядчика начало форсирование строительства НДФЗ - одного из уникальных гигантов химической промышленности. Стройка поражала своими масштабами и была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской . Самые значимые и ответственные участки возвело и сдало в эксплуатацию именно СУ-4 под руководством Фияза Паева. Итогом грандиозной ударной работы стало 27 декабря 1978 года, когда государственная приемная комиссия приняла производственные мощности по выпуску желтого фосфора и фосфорной кислоты. Не забыть того ликования всего многотысячного коллектива создателей первой очереди НДФЗ, когда 29 января 1979 года во всех газетах было опубликовано приветственное поздравление Л. Брежнева в адрес строителей. А сколько было радости, когда строители и монтажники получили ключи от новых квартир.
В 1979 году после ввода первой очереди НДФЗ Паев возглавил СУ «Химстрой», а далее - Су-Кислотстрой. Это были трудные, но плодотворные годы. Тогда были построены цех по производству триполифосфата натрия, здания инженерного корпуса, диспетчерского пункта НДФЗ и других производственных объектов Джамбулской области. За эти годы Ф. Паев стал мастером строительного дела, и не было ни единого случая, чтобы он не оправдал доверия.
Прошли наполненные трудовыми свершениями годы. Новый век беспокойно начался с кризисных лет. Фияз Паев адекватно воспринял реалии нового рыночного времени. В 1999 году строительное управление было преобразовано в ТОО. Его прежний рабочий коллектив составил костяк товарищества. Были построены жилые дома, произведен капитальный ремонт школы, родильного дома и других важных объектов. Главная ценность в ТОО - это специалисты: Рафаил Тухватуллин, Юнус Биналиев, Алексей Белицкий, Тамара Ли, Радихан Фаев, Рамис и Нияз Туфановы, Рамис Паев, Бахрам Аббасов… Всех не назовешь, их десятки - лучших строителей. Этим коллективом бессменно руководит и по сей день Фияз Паев.
В наградном арсенале Фияза Паева - ордена «Знак Почета», «Дружбы народов», несколько медалей, знаки неоднократного победителя социалистического соревнования и «Почетный строитель Казахстана». Но главным и самым важным Паев считает свое большое и дружное семейство: супруга Тикяз Кочалиевна, дочери Тамара и Венера, сын Рамис, двое внуков и двое правнуков. Рамис трудится плечом к плечу с отцом в ТОО «Кереге» главным механиком, внучка Урзят работает здесь бухгалтером.
Валентин Шалепо, Леонтий Дядечко, Юрий Сухоруков, Александр Крейчман, Иван Афанасиади, Адам и Николай Мавриди, Виктор Бараков, - это были сподвижники и коллеги Фияза Паева, благодаря их самоотверженному труду наша область разительно преобразилась. И мы бесконечны благодарны им.
Луиза КИПЧАКБАЕВА