Специализированная школа для одаренных детей с обучением на трех языках города Тараза признана лучшей в Казахстане среди аналогичных. Сегодня учебное заведение успешно реализует образовательную программу с принципами полиязычия, внедряя современные подходы в процесс обучения
Своими знаниями и накопленным опытом педагоги школы, носившей многие годы имя Н.К. Крупской (СШ №3), делились с коллегами в рамках двухдневного республиканского учебно-методического семинара «Современные подходы в работе с одаренными детьми в условиях полиязычия: опыт и инновации», организованного республиканским научно-практическим центром «Дарын». В работе семинара приняли участие руководители и учителя специализированных организаций образования, представители областных управлений образования и региональных центров по работе с одаренными детьми со всей республики.
- В Казахстане создана целостная система работы с одаренными детьми. На сегодняшний день функционируют 124 специализированные школы. В 2015 году республиканским научно-практическим центром «Дарын» проведен конкурс «Лучшая специализированная организация РК», в результате которого специализированная школа для одаренных детей с обучением на трех языках города Тараза стала обладателем Гран-при. По инициативе Н.Назарбаева в Казахстане стартовал поэтапный переход к трехъязычной модели обучения. «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками», - считает Глава государства. Еще в 2007 году приказом Министерства образования и науки РК определен ряд организаций образования, которые начали преподавание предметов естественных наук на английском языке. В Таразской специализированной школе накоплен очень богатый опыт в этом направлении, педагоги и учащиеся являются победителями различных республиканских и международных конкурсов и проектов. Сегодня у этой школы есть возможность транслировать свои достижения на республику, - сказала руководитель лаборатории педагогического мастерства республиканского научно-практического центра «Дарын» Айгуль Каракулова.
В 2004 году средняя школа № 3 имени Н.К. Крупской стала экспериментальной площадкой с ранним изучением английского языка. В 2008 году ей присвоен статус специализированной школы для одаренных детей с обучением на трех языках. С того времени в программу стали вводиться предметы естественных наук на английском языке. По словам директора школы Рахат Раушановой, на сегодняшний день из 22 классов заняты полиязычием 13. На английском языке ведутся естествознание в пятых классах, биология – в шестых-девятых классах, математика и физика - в 10-11 классах. Кроме того, в классах с русским языком обучения по программе школ с казахским языком обучения преподается государственный язык, и наоборот. Прошли уровневые курсы по повышению квалификации 17 учителей, 11 педагогов защитили авторские работы с программами по внедрению инновационных методов в трехъязычное образование. В процессе обучения материал школьники усваивают через познавательные игры, интеллектуальные марафоны, дискуссии, создание проблемных ситуаций, презентации. Активно используются современные образовательные технологии: компьютерные средства, мультимедийные кабинеты, цифровые обозревательные ресурсы. Современные методы обучения направлены не только на качественное усвоение школьниками материала, но и развитие у них творческого мышления. Учитель новой формации ищет пути, как подойти к детям с психологической стороны, чтобы вызвать интерес к материалу.
- За последние три года 58 учащихся нашей школы стали призерами различных республиканских и международных конкурсов, олимпиад, проектов. Среди них - Шолпан Кенжекасым, Даниил Безрученко, Гульжайна Калиева, Дана Айтбаева, Аружан Азим, Анастасия Тарапеева и другие. Ученица девятого класса Еркежан Кайназарова недавно вернулась из Южной Кореи, где в международном конкурсе «Молодой ученый» заняла второе место. Школа гордится своими учениками, их достижения стимулируют педагогов в работе, - отметила Рахат Аркабаевна.
Участникам семинара было предложено в рамках коучинга (современная модель тренинга) разработать собственную идею урока с применением нестандартных подходов к обучению. Тренинги проводили педагоги специализированной школы для одаренных детей с обучением на трех языках города Тараза, прошедшие уровневые курсы повышения квалификации. Также в рамках семинара казахстанские педагоги присутствовали на уроках, проводимых по системе полиязычия. Учащиеся школы, победители международных, республиканских конкурсов выступили с презентацией своих научных проектов.
На сегодняшний день обучение на трех языках внедрено пока только в специализированных школах республики. По сообщению Министерства образования и науки РК переход к трехъязычному обучению в школах Казахстана начнется ориентировочно в 2017-2018 году. На реализацию новшества, которое будет вводиться поэтапно, но в ускоренном темпе, государство планирует выделить более одного триллиона тенге. Для достижения поставленной задачи в 32 вузах, начиная с 2012 года, внедрена подготовка более 5,5 тысячи студентов спецотделений, что позволит в ближайшее время получить не только конкурентоспособных полиязычных специалистов, но и осуществить массовое внедрение полиязычия на всех этапах образования. Во всех дошкольных организациях создана предметно-развивающая среда для погружения в трехъязычное пространство. С 2013-2014 учебного года в школах введено изучение английского языка с первого класса. Таким образом, в 2017-2018 учебном году в пятый класс придут ученики, которые начали изучать английский с первого класса.
Екатерина САФОНКИНА, фото автора