Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 15 апр, 17:49

Торговля должна быть профессиональной

Торговля должна быть профессиональнойПроблемные вопросы в сфере розничной торговли обсудили  в ходе круглого стола, организованного Таразским городским управлением по  защите прав потребителей и городским филиалом партии «Нұр Отан» 
 
На встречу с компетентными специалистами  были приглашены руководители  объектов розничной торговли, в том числе больших магазинов и  супермаркетов.  В работе круглого стола  приняли участие представители Агенства по защите прав потребителей «Ғасыр сапасы», отдела предпринимательства и промышленности акимата города Тараза, областной Палаты предпринимателей и СМИ. Организаторы преследовали цель повысить информированность предпринимателей по вопросам организации розничной торговли, соблюдения прав и обязанностей как покупателей, так и продавцов.   
Первый вопрос повестки дня, который озвучила руководитель Таразского городского управления по защите прав потребителей Назира Сабденалиева, касался проведения санитарно-эпидемиологического аудита. Этот новый  вид контроля, как альтернатива плановым проверкам, внедрен  в   прошлом году. Предприниматель заключает договор на проведение аудита со специалистами, имеющими соответствующую квалификацию. Если в ходе проверки нарушений не обнаружено, выдается аудиторский отчет — документ, подтверждающий соответствие объекта санитарным правилам. Положительный аудиторский отчет освобождает объект от  проверок по особому порядку, то есть  со стороны органов по защите прав потребителей.  При этом санэпидаудит – дело добровольное, и его проводят только по заявлениям владельцев объектов, подлежащих госсанэпиднадзору. Руководитель ведомства попросила предпринимателей отнестись к этому вопросу серьезно. Ведь в дальнейшем, если будут обнаружены нарушения, им придется платить штрафы. 

Руководитель отдела городского управления по защите прав потребителей Нурсулу Аймурадова остановилась  на существующих проблемах. В этом году в связи с завершением моратория на плановые проверки субъектов предпринимательства увеличился поток жалоб населения  на объекты розничной торговли. В основном, население обращается по поводу   приобретения некачественных продуктов. Много жалоб на хлебную продукцию, реализуемую в полиэтиленовых упаковках. Н. Аймурадова посоветовала руководителям магазинов заключать договоры с поставщиками, внимательно следить за тем, чтобы товар имел маркировку с указанием даты выпуска и срока годности, не оставлять просроченный товар на полках. Специалист подчеркнула, что объекты розничной торговли должны  иметь сертификаты качества реализуемого товара, чтобы в любой момент  предъявить их  по требованию покупателей. 
Еще одной немаловажной проблемой остается отсутствие на объектах торговли  контрольно-кассовых аппаратов. 

- Обязательное применение контрольно-кассовых аппаратов индивидуальными предпринимателями утверждено Постановлением Правительства РК. Сегодня большинство магазинов или вообще не имеет кассовых машин, или  выдают не фискальные чеки, то есть  без указания реквизитов объекта предпринимательства (ИИН, БИК). Чтобы осуществить проверку  по  обращению потребителя с жалобой, нам  необходимо иметь на руках фискальный чек, который доказывает факт покупки, – пояснила  Н. Аймурадова.

Какие сегодня существуют механизмы по защите прав потребителей и как следует поступать  покупателю в случае своего недовольства, рассказал заместитель председателя Агентства по защите прав потребителей «Ғасыр сапасы» Алексей Мирзоев. В частности, он отметил, что потребители имеют право написать претензию в письменной форме и направить ее руководству объекта розничной торговли.  В свою очередь, там обязаны незамедлительно ответить на претензию, если она обоснована, решить конфликт мирным путем, удовлетворив просьбу покупателя. По вопросу составления претензий можно обратиться в Агентство «Ғасыр сапасы» или в управление по защите прав потребителей. 

В работе круглого стола приняла участие операционный директор ТОО «Вкусная корзинка» Зибо Мукашева. В Таразе на сегодняшний день компанией открыто 12 мини-маркетов «Вкусная корзинка» и 10 - «Ромашка». Как утверждает З. Мукашева, цены на социальные товары удерживаются с учетом порога, установленного отделом предпринимательства и промышленности акимата города. Со всеми поставщиками заключены договоры, есть сертификаты качества товара, соблюдены санитарно-эпидемиологические требования хранения и реализации продукции. Особое внимание уделяется этике поведения продавцов,  в каждом магазине есть книга жалоб.    

Специалисты городского управления по защите прав потребителей призвали собственников магазинов более внимательно ознакомиться с существующими законодательными актами: предпринимательским Кодексом Республики Казахстан, Законом о регулировании торговой деятельности, Законом о защите прав потребителей, Гражданским кодексом. Эти документы регламентируют  права и обязанности как предпринимателей, так и потребителей. Нередко сами продавцы по собственному незнанию становятся заложниками конфликтных ситуаций с потребителями, когда последние, к примеру, необоснованно возвращают приобретенный товар.     Также обращено внимание на то, чтобы предприниматели следили за документацией реализуемых товаров во избежание попадания на прилавки магазинов контрафактной продукции, вовремя регистрировали свои объекты и приводили их в соответствие с требованиями законодательства. Нарушение правил торговли или отсутствие необходимых разрешительных документов влекут административное наказание в виде штрафа.

Екатерина САФОНКИНА, фото автора