На встречу, подготовленную Учебным отделом облсуда, были приглашены судьи городских и районных судов, работники государственно – правовых отделов акиматов, правоохранительных органов, прокуратуры, профессиональные и непрофессиональные медиаторы. Содержательную часть дополнили своими докладами и ответами на вопросы гости из Алматы: Жандильда Жакупов, президент общественного объединения «Международный правозащитный центр, Оман Керимкул, вице – президент указанного объединения и тренер – медиатор Ирина Виговская.
«Закон РК «О медиации» действует недавно, с 5 августа 2011 года. Чтобы он заработал в полную силу, его надо, в первую очередь, пропагандировать. К примеру, в Российской федерации появился даже специальный телеканал, посвященный внесудебному разрешению споров и конфликтов, демонстрируются имиджевые видеоролики на темы медиации. В новом Послании Президента страны народу Казахстана есть строки о необходимости внесудебного разрешении споров - это позволит снизить количество заявлений и исков, поступающих в суды, а значит уменьшит нагрузку на судей, даст им возможность заниматься более трудными и сложными делами. А у наших граждан с принятием Закона «О медиации» появилась хорошая возможность решить свои споры принципиально новым, более простым путем, нежели судебное разбирательство. Я рекомендую нашим судьям, более эффективно использовать медиацию в период подготовки к судебному разбирательству, когда выясняются все подробности дела. Надо дать полную возможность сторонам процесса обратиться к медиатору и решить свои проблемы мирным путем. Это и будет практической реализацией закона. По уголовным делам небольшой и средней тяжести эта стадия может применяться в ходе предварительного следствия», сказал, открывая заседание «круглого стола» Маргулан Бектурганов, председатель Жамбылского областного суда.
Далее бразды правления взяла в свои руки Гульнара Кожаханова, судья областного суда, энтузиаст внедрения медиации. Как уже говорилось, закон о ней действует всего лишь полгода, и немудрено, что люди, которые по долгу службы должны ее продвигать, как говорится «плавают» в теории и, тем более, в практике организации процедуры медиации. А что говорить о рядовых гражданах, для которых это вообще «темный лес»? Внимание присутствующих не раз было обращено к самим понятиям: «медиация - процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемого по добровольному согласию сторон»; «медиатор – независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями Закона»; «сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами Республики Казахстан». (Закон РК «О медиации», глава 1 – Прим. ред.). Участникам встречи было разъяснено, что быть медиатором на непрофессиональной основе могут лица, достигшие сорокалетнего возраста и состоящие в реестре непрофессиональных медиаторов, которые ведут местные (от сельских и поселковых до областных) органы исполнительной власти, то есть акиматы. А вот требования к профессиональным медиаторам более высокие: возраст не менее двадцатипяти лет, высшее образование, наличие документа (сертификата), подтверждающего прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством РК, присутствие в реестре профессиональных медиаторов. Медиаторы обеих категорий не обязательно должны быть юристами – годится любая специальность, но они должны быть коммуникабельными, хорошими психологами, конфликтологами, пользоваться известностью, уважением и доверием земляков.
Как оказалось, непрофессиональной медиацией занимались давно (суды биев) и занимаются известные и уважаемые люди, особенно в сельской местности – это члены советов аксакалов, женских и других общественных организаций. Они мирят рассорившихся супругов, повздоривших соседей и т.д. То есть непрофессиональных медиаторов у нас много, им надо только закрепить свой статус, войдя в реестр. Неожиданно прозвучала реплика тренера – медиатора И. Виговской, одной из соавторов Закона «О медиации», известной за пределами Казахстана, в том числе в «горячих точках» СНГ и мира: «Когда мы работали над законом, то в Парламенте выступали против непрофессиональных медиаторов. Мы долго над этим бились! Почему? Вы же не пойдете к непрофессиональному врачу, юристу, к адвокату обученному… Но их в законе оставили. Это очень серьезно. Есть четкая структура, есть регламент – если человек будет просто примирять, давайте его так и назовем – общественный примиритель. Возможно, в свое время непрофессионалы сами отсеются». И. Виговская добавила: «Я была поражена тем, что медиация хорошо работает в Пакистане, в Уганде – это страны «третьего мира». А вы, уважаемые коллеги, поднимаете вопрос об оплате труда медиаторов. Если мы будем обращать внимание именно на то, какая из сторон будет платить, медиация у нас никогда не разовьется. Суть не в этом, а в достигнутом результате, выгодном обеим сторонам. Давайте людям правильно доводить то, что они получат в результате медиации: конфиденциальность, быстрое решение, сохранение нервов и душевных сил, возможность продолжения дружеских, партнерских отношений».
В заключение мероприятия участники выработали следующие рекомендации: предоставление списков медиаторов в суды и органы предварительного следствия, выделение акиматами лотов по государственному социальному заказу для подготовки медиаторов, организация широкой пропаганды медиации среди населения области.