«В Таразе уже функционирует один центр технического осмотра автотранспортных средств, который находится по адресу: ул. Ниеткалиева, 16. В перспективе планируется открытие еще двух ЦТО. Жамбылский филиал АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» закупил необходимое оборудование, осталось достроить ангар, расположенный на территории Автопарка № 2, ТОО «Такси-Тараз» заказало оборудование, а современное здание со всеми условиями для водителей уже готово к эксплуатации ЦТО. По состоянию на 1 января 2012 года к техосмотру было представлено 511 машин, из них 390 автомобилей прошли техосмотр», - говорит Курманали Мадалиев, главный специалист отдела контроля на транспортно-коммуникационном комплексе филиала № 1 МИТК «Оңтүстік».
Напомним, с 1 января 2012 года проведение технического осмотра автомобилей в Казахстане полностью перешло в частные руки. Для автотранспортных средств установлена следующая периодичность прохождения технического осмотра: каждые 12 месяцев - автотранспортные средства (АТС), возраст которых более 7 лет, включая год выпуска; каждые 24 месяца - АТС, возраст которых от 3 до 7 лет, включая год выпуска; каждые 36 месяцев - АТС, возраст которых до 3 лет, включая год выпуска. Автобусы проходят обязательный технический осмотр каждые полгода. Владельцу автомобиля, зарегистрированного в Казахстане, для прохождения техосмотра не обязательно обращаться по месту регистрации. Он может обследовать машину в любом городе и регионе страны.
В нашей области в настоящее время работают четыре таких центра. Станция обязательного технического осмотра (СОТО) ИП «Абдрахманов» расположена в районе Сарысу, городе Жанатас. ИП «Калысбаев Е.» находится в районе Мерке, на улице Сармолдаева. ИП «Кичев В.» функционирует в городе Шу, на улице Путепровод. СОТО ИП «Тугылшиев Е.А» открыта в районе им. Т.Рыскулов, в населенном пункте Кулан, ул. Жибек жолы, д., 310. ЦТО работают с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00 часов.
Как информирует Министерство транспорта и коммуникаций РК, вашу машину «обследуют» на характеристики, которые при неисправности могут привести к ДТП - тормозная система, рулевое управление, световые приборы, обзорность стекол, колеса, шины, подвеска. Проверят также состояние и функционирование креплений узлов и агрегатов шасси
и другое (ремни безопасности, спидометр, аптечка, огнетушитель). На дымность автомобили проверяют из соображений сохранности чистой экологии. Все это осуществляется не визуально, а автоматизировано на контрольно-диагностическом компьютерном оборудовании. Отметим, что необходимое время для техосмотра не должно превышать 30 минут.
Если транспорт неисправен, владелец должен в течение 10 дней устранить недочеты и вновь пройти техосмотр, бесплатно. Доплачивать придется за повторную проверку того, что требовало ремонта. Стоимость услуги зависит от региона и колеблется от 1800 до 3000 тенге за легковые автомобили и порядка 5000 тенге за грузовые. В стоимость включены расходы, связанные с амортизацией диагностического оборудования, оплатой труда сотрудников, налоги и прочие расходы. Так, в таразском ЦТО проверка тормозной системы у легковых авто обойдется в 900 тенге, у грузовых от 3,5 т до 10 т - в 1700 тенге, у автобусов – в 1450 тенге, проверка рулевого управления стоит от 150 тенге до 300 тенге и т.д. В итоге за техосмотр легковой машины владелец заплатит 3000 тенге, грузовой - от 4200 до 5200 тенге, автобуса – 4200 тенге, внедорожника и микроавтобуса - 3200 тенге, мототранспорта – 850 тенге.
Для того чтобы пройти техосмотр при себе нужно иметь свидетельство о регистрации транспорта, квитанцию об уплате налога на машину и страховой полис.
Законодательством предусмотрена ответственность центров техосмотра за качество оказываемых услуг. К примеру, по словам вице-министра транспорта и коммуникаций Асылбека Дуйсебаева, за выдачу свидетельств о прохождении техосмотра неисправным автомобилям, за нарушение графика проведения техосмотра и другие нарушения в сфере осуществления техосмотра хозяева ЦТО будут привлекаться к штрафу от 20 до 50 МРП, а при повторном нарушении - исключаться из реестра. Помимо этого, центрам запрещено совмещать деятельность по техосмотру с техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств.
Кроме того, на днях Минтранском озвучило требования, предъявляемые к механикам на станциях обязательного технического осмотра. Специалисты центра техосмотра должны иметь высшее техническое или средне-специальное техническое образование, стаж работы по специальности не менее одного года и знать технологию и методы диагностирования технического состояния автомобилей.
Функция контроля своевременного прохождения техосмотра остается за дорожными полицейскими. Согласно законодательству, за управление транспортным средством, не прошедшим государственный или обязательный технический осмотр, предусмотрено административное наказание - штраф в три МРП (4854 тенге).
С перечнем всех уже существующих в Казахстане центров технического осмотра и дополнительной информацией можно ознакомиться на веб-сайте Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК - www.transportcontrol.gov.kz или на сайте auto.e-vesti.kz.