Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 05 апр, 15:53

Азбука потребителя

Азбука потребителяЗнай свои права
                                           
Часто ли мы задумываемся, покупая просроченный продукт или некачественный товар, о своих правах потребителя? Немногие из нас знают, как следует вести себя в таких ситуациях  

А между тем, права и гарантии каждого потребителя на обеспечение качественными товарами, работами и услугами защищены от опасностей для жизни и здоровья в соответствии с Законом РК «О защите прав потребителей». В Казахстане в 2013 году создан специальный государственный орган – Комитет по защите прав потребителей. В каждом регионе открыты его  территориальные подразделения и подведомственные организации. Их задача заключается в том, чтобы помочь потребителям отстоять свои интересы в спорах с недобросовестными продавцами или сбытчиками услуг, а также повысить информированность населения о своих потребительских правах.

Таразское городское управление по защите прав потребителей совместно с департаментом по защите прав потребителей Жамбылской области провели ряд мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей. Ежегодно Казахстан наряду с более чем 70 странами отмечает эту дату 15 марта. В рамках «дня открытых дверей»  специалисты управления по защите прав потребителей принимали посетителей, отвечали на вопросы, касающиеся нормативно-правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, проводили консультации в сфере антикоррупционного законодательства и выдачи разрешительных документов. По словам руководителя отдела по защите прав потребителей Нурсулу Аймурадовой, много обращений было по поводу несоответствия цен, указанных на витринах с продуктами и в кассовом чеке, а также завышения цен на лекарственные препараты в аптеках.

Защита прав потребителей обеспечивается во всех сферах, будь это покупка техники, медицинские услуги, пассажирские перевозки или же  обслуживание в салоне красоты. Каждый потребитель должен знать свои права и уметь их отстаивать. Об этом специалисты говорили на встрече со студентами в Таразском инновационно-гуманитарном университете. Нурсулу Аймурадова привела примеры, ярко демонстрирующие, как могут быть обмануты потребители. По ее словам, даже тот факт, что покупателям в больших супермаркетах недодают мелкую сдачу, говорит о том, что наши права нарушаются:
- Представьте, сколько ежедневно проходит через кассу людей, и какая сумма может накопиться.  Мы не обращаем внимания на срок годности товара и затем просто выбрасываем его. Не знаем, что делать с недавно купленной техникой, которая быстро пришла в негодность. На рынке недобросовестные продавцы обвешивают нас, и мы тоже не обращаем на это внимания.

- В кодексе РК об административных правонарушениях есть статья «Обман потребителя», - продолжила Н. Аймурадова.-  В соответствии с ней обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, влекут административное наказание в виде  штрафа. Если потребитель считает, что подвергся обману, получил некачественные товар или услуги, столкнулся с грубостью и непониманием со стороны продавцов, то он вправе обратиться в управление по защите прав потребителей. Наши специалисты рассмотрят обращение, проконсультируют, при необходимости будет проведено расследование с дальнейшим привлечением соответствующих органов. Кроме государственных органов, сегодня в Таразе помогает потребителям отстаивать и защищать свои права общественное объединение «Агентство по защите прав потребителей «Ғасыр сапасы», руководителем которого является Болат Токкулиев.

Нурсулу Аймурадова пояснила, что если приобретенный продукт оказался просроченным или испорченным, покупатель вправе вернуть его в магазин, потребовать свои деньги  или обменять на аналогичный качественный товар. Непродовольственные товары в случае их дефекта или быстрой поломки по закону можно вернуть в течение 14 дней. Но желательно при этом иметь на руках товарный чек и гарантированный талон. Необходимо помнить каждому: без чека о покупке доказать, что товар приобретен именно в этом месте,  будет труднее.
                                                   
Антибиотики в меню  - во вред или на пользу?                                    
Всемирный день защиты прав потребителей в этом году отмечается под девизом: «Исключить антибиотики из меню». Почему выбрана именно эта тема, рассказала главный  специалист департамента по защите прав потребителей Жамбылской области Татьяна Федосова. Всемирная организация здравоохранения бьет тревогу по поводу повышения устойчивости организма людей к антибиотикам. Даже самые сильные противовирусные лекарственные препараты могут стать в скором времени неэффективными, а простые и незначительные инфекции - вновь смертельно опасными. Все дело в том, что около половины производимых сегодня в мире антибиотиков активно используются в сельском хозяйстве. Их добавляют в корм для хорошего роста животных и в качестве профилактики инфекционных заболеваний. Сами того не подозревая, мы ежедневно употребляем в пищу антибиотики вместе с мясом скота, птицы, рыбы, с яйцами  и даже молоком. А кто-нибудь задумывался, почему привозные овощи, фрукты и ягоды   долго не портятся, сохраняя красивый товарный вид? Чем дольше срок годности у продукта, тем больше в  нем вредных химических веществ. Понятно, что производители идут на такие меры, чтобы  повысить доход и снизить возможные потери. Но все же ответственность за безопасность пищевых продуктов они с себя не должны снимать.  Например, производители обязаны строго следить за тем,  чтобы убой животного производился только после того, как антибиотик будет выведен из организма или его концентрация снизится до допустимого предела. Это правило касается и сбора молока.

Озвученная  Татьяной Федосовой информация буквально повергла многих в шок. То, что чрезмерное употребление антибиотиков отрицательно влияет на наш организм, хорошо знают все. Специалист рекомендовала отдавать предпочтение продуктам местного производства, в которых наверняка нет такого высокого содержания лекарственных средств.  

После того, как студентам была дана  полезная информация, сотрудники Жамбылского филиала Национального центра экспертизы лабораторным путем с помощью индикаторных полосок проверили несколько видов колбасных изделий на термическую готовность. Все остальные анализы (содержание соли, крахмала, пищевых добавок, нитратов и другие) проведены заранее в пищевой лаборатории. Стоит отметить, что все производимые местными предпринимателями продукты питания проходят сначала контроль на безопасность в центре экспертизы.

С прошлого года Комитет по защите прав потребителей значительно расширил перечень мониторинга безопасности продукции. Будет производиться поэтапная проверка  непродовольственных товаров, поступающих на рынки города и области. Так, в марте экспертизу прошли упаковочные материалы: полиэтиленовые пакеты всех  видов, бумажные упаковки, пластиковые емкости и другие. 

В управление по защите прав потребителей города Тараза можно обратиться по телефону 34-28-30.
 
Екатерина САФОНКИНА, фото автора