Среди учащихся начальных классов школ города Тараза прошел конкурс проектно-исследовательских работ «Я учусь исследовать». В нем приняли участие более 200 детей
Основной целью конкурса является стимулирование интеллектуально-творческого потенциала школьников младшего звена, развитие у них навыков исследовательской деятельности. Готовились к конкурсу учащиеся вторых, третьих и четвертых классов под чутким руководством педагогов. Дети исследовали объекты и явления природы, вещества, материалы и даже продукты питания. Необходимо было дать характеристику объекта исследования, определить состав, происхождение, практическое назначение, сделать вывод и выдвинуть свои предложения.
По словам методиста городского отдела образования Калдыкуль Амирбековой, высокую оценку получили те работы, где исследование было всесторонним, использовались исторические и научные факты, приводился в пример опыт известных ученых, выводы не списывались, а были сделаны самостоятельно, присутствовали новизна и практичность предложений. Во время работы над проектом ребята применяли такие методы, как блиц-опрос, анкетирование, сравнительный анализ, лабораторные опыты. Весь процесс исследования с помощью фотографий, таблиц, иллюстраций был продемонстрирован на заранее подготовленном слайде.
Особый интерес у всех вызвала работа ученицы четвертого класса средней школы № 38 Арайлым Тайлыбек. Тему для своего проекта школьница выбрала сама. Она решила доказать, что полиэтиленовые пакеты, которые мы сегодня активно используем в быту, на самом деле наносят большой вред окружающей среде. Помогали ей в работе учитель химии Наталья Меркушкина и ее мама, учитель подготовительных классов Гульмира Каржаубаева. В результате проведения лабораторных испытаний участница конкурса выяснила, что полиэтилен не разрушается в щелочи и соляной кислоте, но имеет свойство быстро сгорать, выделяя при этом едкий дым. Изучив химические свойства материала, его применение в промышленности и быту, Арайлым Тайлыбек сделала вывод, что, несмотря на относительную безопасность для здоровья человека и практическую выгоду, полиэтилен наносит вред окружающей среде. Невесомые выброшенные упаковочные пакеты под воздействием ветра разлетаются на большие расстояния, нередко попадают в природные водоемы. Проглотившие их рыбы обречены на мучительную смерть, так как полиэтилен не переваривается желудком и не разлагается. Кроме того, полиэтиленовые пакеты не разлагаются, в отличие от других бытовых отходов, на мусорных полигонах, наносят вред почве, - трава в округе не растет сотни лет. А если полиэтилен сжигать, то в атмосферу могут попасть вредные вещества горения. Полностью отказаться от полиэтиленовых пакетов невозможно, но если каждый будет использовать их в быту меньше, если повсюду будут установлены специальные отдельные урны для таких пакетов и пластиковых бутылок с целью дальнейшей их переработки, вред окружающей среде будет сведен к минимуму, считает Арайлым Тайлыбек. Кроме того, участница конкурса предложила выпускать экологически безопасные матерчатые сумки для продуктов, которыми когда-то пользовались наши бабушки. Проектно-исследовательская работа ученицы четвертого класса высоко оценена за актуальность темы и получила первое место.
Было много и других интересных работ. Ребята и педагоги подошли к делу очень серьезно, готовились несколько месяцев. Можно отметить ученицу второго класса средней школы № 48 Аяжан Дуйсен, которая посвятила свою работу исследованию всеми любимого продукта – шоколада. С помощью своей мамы Аяжан придумала свой рецепт - шоколадные конфеты со вкусом розы. Максим Подберезкин, второклассник из средней школы № 22, исследовал свойства и происхождение снега и льда. В своей работе, помимо обращения к научной стороне исследования, школьник проанализировал сочинения сверстников на тему «О чем рассказала снежинка» и сделал выводы из наблюдений других детей. Ученица третьего класса средней школы № 35 Жанел Мэльс предложила не выбрасывать фантики от конфет, а давать им вторую жизнь в различных поделках или пускать на переработку. Итогом проектно-исследовательской работы девочки было удивительное платье, сделанное из конфетных оберток. Много интересных открытий о чае сделала третьеклассница средней школы № 53 Таттигуль Серкебаева. Ее работа, как и предыдущих ребят, заняла первое место.
Конкурс «Я учусь исследовать» является частью образовательной программы и проводится городским отделом образования. Для большинства детей это был первый опыт выступления перед большой аудиторией. Презентация не просто дается и более старшим ребятам. Благодаря поддержке своих педагогов маленькие участники конкурса выступили достаточно уверенно. Конкурс также направлен на выявление талантливых и одаренных детей. Школьники, занявшие призовые места, примут участие в областном туре конкурса.
Екатерина САФОНКИНА, фото автора