Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – основа жизнеспособности любого государства. Начиная уже с детского сада наших детей учат любить свою Родину, гордиться ею
В этом и заключается главный смысл такого понятия, как патриотизм, и именно так понимает его сегодня большинство школьников. Однако на вопросы, что есть истинное проявление патриотизма, и каким должен быть настоящий патриот своей страны, ответить однозначно, как оказалось, непросто. На первом заседании школьного дискуссионного клуба, открытого на базе средней школы № 16 имени Д.М. Карбышева по инициативе историка, политолога, уважаемого журналиста города Тараза Михаила Бунина и заместителя директора по воспитательно-профилактической работе Марины Букиной, учащимся было предложено обсудить эту важную тему.
В дискуссии на тему «Патриотом быть или казаться?» приняли участие ребята из старшего и среднего звеньев. Полемика получилась довольно жаркой, в некоторых моментах мнения даже разошлись. Узнав для начала, что понимают ребята под словом «патриотизм», модератор встречи Михаил Бунин предложил разобраться в таком явлении, как «показательный патриотизм».
- В последнее время стали популярны различные мероприятия, во время которых участники демонстративно декламируют патриотические лозунги. На улицах города и сел на видных местах размещаются билборды с изображением исторических личностей, фразы и цитаты патриотического содержания. Можно ли и это считать проявлением патриотизма? – спросил ребят Михаил Вениаминович.
- Если в сердце есть искренняя любовь к своей Родине, то нет ничего плохого в том, чтобы показывать ее на людях. Но в то же время можно участвовать в таких акциях и на самом деле не быть патриотом, - высказала свое мнение ученица шестого класса СШ № 16 Дарья Ковальчук. В этом ее активно поддержали и другие участники дискуссии.
Какие же все-таки поступки можно считать патриотическими, и кого в наше время можно назвать патриотом своей страны, выяснилось после того, как ребятам были приведены несколько примеров: спортсмены, одерживающие победу, совершают круг почета с государственным флагом в руках; болельщики, кричащие с трибун название своей страны; гражданин, пребывающий за границей, рассказывает о красотах и достижениях своей страны; сельчанин открывает производство в своем родном ауле, создает 15 рабочих мест, платит вовремя зарплату и налоги.
Следуя золотому правилу любого диспута - «в споре рождается истина», участники дискуссии приходят к единому мнению. Безусловно, и те, и другие любят свою Родину и гордятся ею. Но только настоящий патриотизм проявляется в конкретных поступках и делах, готовности жертвовать своими частными интересами во благо Отечества. Спортсмены во имя достижения победы и прославления своей страны ограничивают себя во многом, рискуют здоровьем. Житель села, не соблазнившись благами цивилизации, остается в родном краю и открывает свое дело.
Ученица 11 класса Жанерке Мынжасарова в ходе диспута высказала замечательную мысль, что искренне любящие свою Родину граждане будут всегда пропагандировать ее главные ценности – единство и идентичность, доброжелательно относиться к представителям других национальностей.
- На войне люди жертвовали жизнью, совершая подвиг, а это является высшим проявлением патриотизма. Есть ли место для подвига в мирной жизни? – обратился к учащимся Михаил Бунин.
После долгих рассуждений участники дискуссии пришли к выводу, что в мирное время подвигом можно считать смелые поступки и добрые дела, которые совершает человек по велению души и сердца. Только люди с развитым патриотическим чувством могут выбрать социально-значимые профессии - врача, учителя, спасателя или военного. Они посвящают себя служению своему народу и стране.
В ходе диспута прозвучали и другие интересные вопросы, которые вызвали у участников бурное обсуждение. Так, например, на вопрос о том, имеет ли патриотические чувства человек, уехавший в чужую страну, многие ответили отрицательно, а кто-то посчитал, что искренне любить Родину и гордиться ею можно даже находясь за ее пределами. По окончании дискуссии участники обменялись впечатлениями, наиболее активные отмечены грамотами.
По словам Марины Букиной, дискуссии являются для школьников увлекательными занятиями, а с точки зрения педагогики это довольно эффективный метод подачи материала. В свободной, непринужденной обстановке дети учатся выражать и отстаивать свою точку зрения. Диспуты помогают лучше понять школьникам суть обсуждаемого вопроса, развивают умение слушать других.
Открытие дискуссионного клуба при школе № 16 – совершенно новый проект. Его главный автор - Михаил Бунин, педагог со стажем, остановился на теме патриотизма не случайно. По его мнению, не смотря на то, что об этом понятии говорят на всех уровнях, идет активное внушение с помощью информационной подачи, различных мероприятий и других способов, у сегодняшнего молодого поколения несколько искаженное представление о патриотизме как таковом.
Заседание дискуссионного клуба будет проходить один раз в месяц. Для следующего диспута выбрана не менее важная тема - проблема отцов и детей.
Екатерина САФОНКИНА, фото Ларисы ТАРАНОВОЙ