Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 30 сен, 11:56

Главная цель – повышение эффективности

Диалоговая площадка собрала представителей порядка 25 организаций:   государственных органов, предлагающих НПО на конкурсной основе государственный социальный заказ, и тех, кто его непосредственно  выполняет, – руководителей неправительственных организаций. Презентацию проекта Руководства провела модератор встречи Айнур Заурбекова,  председатель ОО «Ассоциация некоммерческих организаций Жамбылской области». Документ разработан  Общественным фондом «KAMEDA» по заказу и при финансовой  поддержке уполномоченного органа - Министерства культуры и спорта Республики Казахстан. Преамбула и четыре крупных раздела, изложенных на 49 страницах, содержащиеся в них сложные требования поначалу вызвали у многих присутствующих непонимание и негативную реакцию. Однако модератору удалось точными комментариями вернуть мероприятие в деловое русло. По предложению А. Заурбековой участники разделились на экспертные группы для выработки мнений и  замечаний по проекту Руководства, представителям каждой было предоставлено слово.
Председатель Жамбылского филиала РОО  «Гражданское движение пенсионеров «Поколение» Зубира Беляева выступила по разделу  «Оценка потребностей, формирование тематики лотов и оценка конкурсной документации»: 
- Одно из новшеств Руководства – введение оценки потребностей целевых групп и ситуации,  - отметила ветеран движения НПО. - При этом надо разделять понятия, имея в виду, что житейские потребности населения – это одно, а ситуация  - вопрос идеологический, именно она диктует, какие социальные программы должны внедряться на конкретном временном этапе и на перспективу. Государственный социальный заказ реализуют как отраслевые, так и местные органы. Значит, можно говорить о том, что есть надежда на оценку потребностей не только общества в целом, но и  конкретных групп населения. Что касается формирования тематики лотов, то к спускаемым «сверху» тематикам добавятся предложения «снизу», от самих НПО или же заинтересованных групп людей, что будет свидетельствовать о большей приспособленности и востребованности услуг, предлагаемых в государственном социальном заказе. Будет  больше шансов выиграть лот в результате конкурса.
В бюджете предусмотрено выделение средств на привлечение независимых экспертов, проводящих мониторинг,  но не прописан механизм этого дела. По единодушному предложению всех участников встречи, в Руководстве  обязательно должно быть отражено выделение отдельной строкой средств и на проведение внутреннего мониторинга, так как  это будет стоить недешево и может «съесть»  значительную часть бюджета, выделяемого на проект.
Много споров вызвал раздел «Мониторинг Заказчиком. Промежуточная оценка результатов проекта и оценка его воздействия.  Использование результатов мониторинга и оценки». Мнение экспертной группы  по нему высказала специалист  ОО «Жастар еркеу» Мадина Калкабаева.  Промежуточная и окончательная оценка  работы НПО по реализации социального проекта, кроме таких индикаторов, как соответствие графику, бюджету,  требует разработки специальных индикаторов, так как все НПО  по своему профилю деятельности  разные, и «стричь всех под одну гребенку» нельзя. В процессе оценки результатов работы НПО по реализации государственного социального заказа применять случайную (статистическую) выборку предложил Александр Цзы, председатель ОО «Тараз-АнтиВИЧ», обосновав это  тем, что «нельзя объять необъятное». Слово по разделу «Привлечение экспертов для мониторинга  и оценки» взял Анатолий Кисиль, директор ОО «Молодежный авиационный центр», который заявил, что для каждой организации должны быть свои эксперты, досконально знающие специфику ее деятельности. Прежде чем вводить Руководство по мониторингу и оценке, необходимо  обучать, «обкатывать» руководителей и специалистов не только со стороны исполнителей проектов, но и заказчиков. 
Подводя итоги оживленной и плодотворной дискуссии, Айнур Заурбекова еще раз подчеркнула ряд существенных моментов. Появление Руководства по мониторингу и оценке, прежде всего, продиктовано необходимостью повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию социальных проектов, имеющих огромное значение для населения страны.   Работа в русле требований документа будет касаться только долгосрочных, на период до трех лет,  проектов республиканского, а не местного масштаба, так что не стоит заранее переживать и встречать эти требования «в штыки». С другой стороны, вполне возможно, что долгосрочные проекты будут внедряться и на региональном уровне, тогда НПО придется работать в соответствии с Руководством. Значит, надо уже сейчас повышать профессиональный уровень руководителей и специалистов государственных органов,  неправительственных организаций в деле эффективной реализации государственного социального заказа.

 

Михаил БУНИН