Диалоговая площадка собрала представителей порядка 25 организаций: государственных органов, предлагающих НПО на конкурсной основе государственный социальный заказ, и тех, кто его непосредственно выполняет, – руководителей неправительственных организаций. Презентацию проекта Руководства провела модератор встречи Айнур Заурбекова, председатель ОО «Ассоциация некоммерческих организаций Жамбылской области». Документ разработан Общественным фондом «KAMEDA» по заказу и при финансовой поддержке уполномоченного органа - Министерства культуры и спорта Республики Казахстан. Преамбула и четыре крупных раздела, изложенных на 49 страницах, содержащиеся в них сложные требования поначалу вызвали у многих присутствующих непонимание и негативную реакцию. Однако модератору удалось точными комментариями вернуть мероприятие в деловое русло. По предложению А. Заурбековой участники разделились на экспертные группы для выработки мнений и замечаний по проекту Руководства, представителям каждой было предоставлено слово.
Председатель Жамбылского филиала РОО «Гражданское движение пенсионеров «Поколение» Зубира Беляева выступила по разделу «Оценка потребностей, формирование тематики лотов и оценка конкурсной документации»:
- Одно из новшеств Руководства – введение оценки потребностей целевых групп и ситуации, - отметила ветеран движения НПО. - При этом надо разделять понятия, имея в виду, что житейские потребности населения – это одно, а ситуация - вопрос идеологический, именно она диктует, какие социальные программы должны внедряться на конкретном временном этапе и на перспективу. Государственный социальный заказ реализуют как отраслевые, так и местные органы. Значит, можно говорить о том, что есть надежда на оценку потребностей не только общества в целом, но и конкретных групп населения. Что касается формирования тематики лотов, то к спускаемым «сверху» тематикам добавятся предложения «снизу», от самих НПО или же заинтересованных групп людей, что будет свидетельствовать о большей приспособленности и востребованности услуг, предлагаемых в государственном социальном заказе. Будет больше шансов выиграть лот в результате конкурса.
В бюджете предусмотрено выделение средств на привлечение независимых экспертов, проводящих мониторинг, но не прописан механизм этого дела. По единодушному предложению всех участников встречи, в Руководстве обязательно должно быть отражено выделение отдельной строкой средств и на проведение внутреннего мониторинга, так как это будет стоить недешево и может «съесть» значительную часть бюджета, выделяемого на проект.
Много споров вызвал раздел «Мониторинг Заказчиком. Промежуточная оценка результатов проекта и оценка его воздействия. Использование результатов мониторинга и оценки». Мнение экспертной группы по нему высказала специалист ОО «Жастар еркеу» Мадина Калкабаева. Промежуточная и окончательная оценка работы НПО по реализации социального проекта, кроме таких индикаторов, как соответствие графику, бюджету, требует разработки специальных индикаторов, так как все НПО по своему профилю деятельности разные, и «стричь всех под одну гребенку» нельзя. В процессе оценки результатов работы НПО по реализации государственного социального заказа применять случайную (статистическую) выборку предложил Александр Цзы, председатель ОО «Тараз-АнтиВИЧ», обосновав это тем, что «нельзя объять необъятное». Слово по разделу «Привлечение экспертов для мониторинга и оценки» взял Анатолий Кисиль, директор ОО «Молодежный авиационный центр», который заявил, что для каждой организации должны быть свои эксперты, досконально знающие специфику ее деятельности. Прежде чем вводить Руководство по мониторингу и оценке, необходимо обучать, «обкатывать» руководителей и специалистов не только со стороны исполнителей проектов, но и заказчиков.
Подводя итоги оживленной и плодотворной дискуссии, Айнур Заурбекова еще раз подчеркнула ряд существенных моментов. Появление Руководства по мониторингу и оценке, прежде всего, продиктовано необходимостью повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию социальных проектов, имеющих огромное значение для населения страны. Работа в русле требований документа будет касаться только долгосрочных, на период до трех лет, проектов республиканского, а не местного масштаба, так что не стоит заранее переживать и встречать эти требования «в штыки». С другой стороны, вполне возможно, что долгосрочные проекты будут внедряться и на региональном уровне, тогда НПО придется работать в соответствии с Руководством. Значит, надо уже сейчас повышать профессиональный уровень руководителей и специалистов государственных органов, неправительственных организаций в деле эффективной реализации государственного социального заказа.
Михаил БУНИН