Зал постепенно наполнялся гостями. Сюда пришли друзья и многочисленные поклонники творчества журналиста, поэта и прозаика, школьные учителя словесности, преподаватели вузов и колледжей, старшеклассники и студенты. Не всякий концерт местных или приезжих звезд собирает такое количество зрителей. Все с нетерпением ждали встречи с прекрасным, и она не заставила себя ждать. На огромном экране демонстрировались видеоклипы лирических песен известных композиторов в исполнении не менее известных певцов из Казахстана и России. Городские романсы написаны на стихи Дмитрия Вайсбеккера-Иванова и снимались на фоне красивейших уголков природы любимого автором города.
Об авторе и его творчестве
Дмитрий Вайсбеккер-Иванов родился в 1970 году в городе Джамбуле (Тараз). Работал журналистом в городских и областных изданиях, главным редактором региональной общественно-политической газеты «Южный экспресс», редактировал городскую газету «Город 326». Его стихи и проза публиковались в литературных альманахах «Оазис-2002»,
«Оазис-2004», «Тараздың жас таланттары», а также в литературно-художественном журнале Казахстана «Простор», в международном литературно-публицистическом издании «Провинциальный интеллигент» (Санкт-Петербург), в другой казахстанской и российской периодике. Известность литератору принесла книга стихов и прозы «И был рывок». Лауреат первой премии в номинации «Литературное творчество» Международной премии «Филантроп», Москва, 2014 год, первой премии в номинации «Золотое перо», Тараз, 2014 год.
Об издании книги, в которую включены поэма «Сказание о Таразе» и «Легенда о танцовщице Арзу», до начала презентации удалось узнать у самого автора.
- Дмитрий, когда у Вас возник замысел этого, по сути эпического, произведения?
- Идея вынашивалась с 2001 года, потом были поиск и обработка фактического материала, работа над поэмой. Она вышла в 2013 году в моем сборнике «И был рывок», потом переработана и в новой редакции, иллюстрированная, издана в этом году.
- Ваша поэма охватывает по времени огромный исторический промежуток: от основания Таласа (Тараза) племенами хунну в III – II веках до нашей эры и далее до средневековья. Кто-то помогал разобраться в сплетении событий и времен?
- В это нужно было вникать самому, иначе бы ничего не получилось. Поднимал архивы местных библиотек, но основными историческими источниками стали труды Льва Гумилева, Василия Бартольда, «Сборник летописей» Рашида ад-Дина. В общем, перелопатил работы более десяти известных и уважаемых в мире историков, исследователей тех времен.
- Книга шикарно издана: суперобложка, твердый переплет, мелованная бумага, каждая страница текста сопровождается великолепным графическим рисунком… Наверное, влетело в копеечку?
- В наше время трудно написать книгу, но еще труднее ее издать. Заслуга в том, что «Сказание о Таразе» увидело свет как отдельное издание, принадлежит Ильясу Алимовичу Тортаеву, которому я бесконечно признателен и благодарен.
«Сказание о Таразе». Художественное прочтение
Являясь одной из жемчужин и центром степной части Великого Шелкового пути, Тараз всегда был лакомой добычей для иноземных захватчиков, пишет в предисловии к книге, обращаясь к читателям, Дмитрий Вайсбеккер-Иванов. Не единожды в своей истории этот славный и процветающий город купцов был разграблен и погребен под своим прахом. Но каждый раз, подобно мифической птице Феникс, он возрождался из пепла и процветал на зависть своим недругам. «Уж сколько лет святой земли на то ушли, чтоб вырос город на пепелище. Но в этой гуще зла и бед немало было славных лет».
Тем, кто пришел на встречу с высокой поэзией, автор книги и его друзья, актеры Жамбылского областного русского драматического театра, подарили полное художественное прочтение поэмы «Сказание о Таразе». Ее чеканные строки звучали из уст Поэта (сам автор), перед зрителями прошли образы героев в исполнении мастеров сцены: неподвластный времени седовласый Странник, воины и жители города. Особое восхищение у зрителей вызвала сцена, раскрывающая содержание органично вписавшейся в поэму самой распространенной из 28 версий казахской легенды о любви Айши биби, дочери известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймана Бакыргани, к своему жениху, великому воину, правителю Тараза Шахмахмуду. Трагический финал - гибель девушки от укуса змеи, скорбь Шахмахмуда, плач Бабаджи хатун по своей любимице потрясли каждого.
Овациями закончился этот необычный поэтический спектакль. Воздавая должное таланту нашего земляка и современника, чья книга «Сказание о Таразе» отныне занимает по личному распоряжению Нурсултана Назарбаева почетное место в библиотеке Первого Президента Республики Казахстан, горожане не скупились на восторженные слова. В свою очередь Дмитрий Вайсбеккер-Иванов в ответном выступлении не забыл никого, кто был причастен к делу его жизни и творчества. Это мама Елена Никитична, всегда поддерживающая поэта в трудах, супруга Наталья Морянова, главный редактор и корректор издания, художник-график Владимир Худяков, спонсор издания Ильяс Тортаев, работники издательского центра типографии «Сенім» и многие другие люди, внесшие свой вклад в прекрасный подарок народу страны к 550-летию Казахского ханства.
Михаил БУНИН, фото автора