- Это был июль 1995 года. Нурсултан Абишевич Назарбаев приехал в Анталию в краткосрочный отпуск, но фактически эти недолгие десять дней были его напряженной работой над законопроектом. Поразило обилие проработанной им юридической специальной литературы с его пометками, закладками, комментариями. Все это дополнялось большой стопкой блокнотов, исписанных напористым каллиграфическим почерком Президента. Время от времени он просил связать его по телефону с кем-нибудь из рабочей группы по подготовке проекта Конституции, которым он буквально начитывал постатейно свои правки, нередко целиком новые разделы — и так изо дня в день. При разработке нового текста Президент поставил задачу не копировать чью-то конституцию, а на основе анализа опыта других государств, исходя из реалий Казахстана, подготовить проект Основного закона, максимально отвечающего нашим общественно-политическим, духовно-нравственным, общенациональным ценностям.
Можно смело утверждать, что соавтором исторического документа стал сам народ Казахстана. Принятию Основного закона предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением: в общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений, в которых приняли участие более трех миллионов граждан, внесших более 32 тысяч предложений и замечаний, в результате которых в проект внесены более 1000 поправок, приведших к изменению 55 из 98 статей. Идеи, принципы, положения и нормы Конституции были приняты сердцем и душой казахстанцев.
О высочайшем качестве документа, его фундаментальности и стабильности свидетельствует тот факт, что за время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в нее вносились только три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах. При этом в первоначальной редакции сохранились почти 90 процентов содержания Основного закона. По мнению политиков и ученых, его потенциал не будет исчерпан еще долгое время.
Конституция закрепила территориальную целостность страны, принцип народовластия, президентскую форму правления, права и свободы граждан, неприкосновенность частной собственности, идеологическое и политическое многообразие, наши государственные символы. Конституция РК по определению является Основным законом страны. Несмотря на то, что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от конституций Монголии, Гвинеи и ряда других государств), это свойство вытекает из самой правовой природы и сущности документа. В качестве ядра правовой системы Конституция РК ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам. С точки зрения порядка изменения казахстанская Конституция является «жесткой» в отличие от «мягких» или «гибких» конституций некоторых государств - Грузии, Индии и других, где изменения в Конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или по достаточно простой процедуре. Жесткость Конституции РК проявляется в процессуальном аспекте. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента Республики, принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал Конституцию основанием нашей свободы, фундаментом успешного пути Казахстана в XXI веке.
Подготовил Михаил БУНИН