- Рахманкул Турсынкулович, каковы же причины повышения стоимости проезда в общественном транспорте?
- Одним из существенных факторов, повлиявших на повышение тарифа, безусловно, явилось вхождение Казахстана в Таможенный союз, которое ощутимо отразилось на стоимости ГСМ, энергоносителей, энергии, запчастей, резинотехнических изделий. Это требует определенных затрат, и все должны постараться отнестись к этому с пониманием. С другой стороны, перед нами, перевозчиками, поставлена цель – обновить машинный парк, что требует огромных средств, а также улучшить культуру обслуживания. Сегодня 50% автобусов в городе китайского производства, они неудобны для перевозки людей – однодверные, малогабаритные, к тому же серьезно загрязняют атмосферу.
Поднимая вопрос тарифов, мы сначала не рассчитывали на столь серьезное их повышение, но резкий скачок цен на ГСМ заставил пересчитать все по-другому. К тому же, перед повышением тарифной сетки для сравнения узнали стоимость проезда в других городах Казахстана - Актобе, Кызылорде, Кустанае, Павлодаре. Сегодня мы с ними на одном уровне - у них такие же тарифы. Многие приводят в пример Алматы, где стоимость проезда пока остается 50 тенге, но там тоже готовится повышение. Кроме того, в крупном мегаполисе существует жесткая конкурентная среда при наличии муниципального транспорта и частного извоза, и ни в какое сравнение объемы их бюджета не идут с нашими.
- Как и в какие сроки будет обновляться автопарк? Сколько транспортных единиц автоперевозчиками будет закуплено в этом и следующем годах?
- В прошлом году мы приобрели 39 больших автобусов. В этом году поставили задачу – закупить 53 единицы пассажирского транспорта, до 2015 года будем пополняться на 90 единиц транспортных средств ежегодно. При таких темпах автопарк можно основательно обновить. При проведении тендера мы обязательно вносим в соглашение дополнения об обновлении автопарка.
Сегодня специальный стандарт, действующий в Казахстане, разрешает использовать транспортное средство любого производителя, лишь бы оно соответствовало необходимым нормативам – достаточная вместимость, наличие двухстворчатых дверей. Для перевозки людей хороши не только крупногабаритные автобусы, но и маленькие российские «ПАЗы». Мы не ограничиваемся определенными зарубежными или отечественными марками, главное, чтобы они были функциональны и удобны людям, кроме того, для инвалидов будем приобретать специально оборудованные машины со спускающейся платформой-подъемником.
- Алтай Максудович, вопрос Вам. Если пассажир недоволен качеством обслуживания, графиком движения и т.д., что ему предпринять? Как правильно и в какую инстанцию подать жалобу?
- Несмотря на то, что между нашим и городским управлением раздельные сферы деятельности – мы отвечаем за пригородные перевозки, они - в городе, с нас не снимается ответственность за городские маршруты. И в любой время в случае жалобы или предложения пассажир может позвонить в транспортный отдел ЖКХ города по телефону: 56-05-02 или к нам, на номер 43-33-33, или отправить по этому же номеру факс, кроме того, в городе существует диспетчерская служба, куда тоже можно обратиться, ее телефон 43-34-35. Обращаясь по какому-либо вопросу, пассажир должен знать все данные – номер маршрута, номер машины, фамилию водителя. Мы готовы рассмотреть любое предложение или жалобу.
- Почему в нарушение всех норм и правил в автобусах и маршрутках Тараза пассажирам не выдаются билеты? Каким образом при отсутствии билетов ведется контроль выручки, полученной в течение дня, месяца и т.д.?
- Конечно, отсутствие билетной системы может быть предпосылкой недоговоренности между водителем и пассажиром и, в соответствии с правилами, должен получать билет каждый пассажир. Этот вопрос сегодня рассматривается, и с нового года билеты будем вводить. Что касается контроля выручки, то каждый автоперевозчик заинтересован в своем доходе, в своей рентабельности, и в этом случае наличие билетов для него не играло роли, к тому же и пассажиры раньше билетов не требовали.
- Изменились ли графики движения после введения новых тарифов, так как наши читатели жалуются, что автобусы стали ходить реже?
- Графики движения остаются прежними, и если на каких-либо маршрутах они сбиваются, то это лишь по причине поломки автобуса или в других непредвиденных случаях на маршруте. В летнее время, в период каникул, количество транспортных единиц снижается всего лишь на 3-4 процента.
- Планируется ли пересмотр тарифов и введение льгот для пенсионеров и студентов?
- Сегодня по закону все льготы, касающиеся проезда в общественном транспорте, отменены. Остались льготы лишь для отдельных групп населения, к числу которых студенты и пенсионеры не относятся. Что касается проездных билетов для студентов, то мы уже дважды отменяли эту систему, так как, несмотря на несколько степеней защиты, чудеса оргтехники позволяют безнаказанно подделывать этот транспортный документ. На нашей практике из 100 проездных билетов 65-70 билетов были «липовыми». Думаем, что со временем серьезно проработаем и эту систему оплаты.
- На каком этапе сейчас находятся ремонтные работы на улицах города? Будут ли работы завершены до конца года, как это было обещано властями?
- Безусловно, ремонт дорог создает немало неудобств населению. Взятые нами обязательства совместно с подрядчиками будут выполняться. До конца года запланированные работы будут уже завершены, вполне возможно, что даже досрочно, до конца сентября. В целом же освоение средств идет полным ходом. Мы отслеживаем проведение работ на каждой улице, проводим совещания с каждым подрядчиком, следим за качеством работы, и все идет по плану.
- Почему некоторые улицы города после капремонта стали уже, чем были, например, улица Верстовского? Ведь по ныне действующему генплану все улицы должны расширяться с учетом обустройства пешеходных тротуаров, «карманов» для парковки?
- Сегодня существует нормативно-техническая документация, которая регулирует ширину дорог, каждой их которых утверждается определенная категория. Некоторым улицам, в зависимости от интенсивности транспортного потока, предусмотрено расширение, другим - оставляем ту же категорию. Есть дороги пятой категории, к ним и принадлежит улица Верстовского. Вряд ли здесь при укладке асфальта произошла ошибка. Сегодня сами дорожники заинтересованы показать себя с лучшей стороны, чтобы завтра им предложили новую работу. Кроме того, у нас много проверяющих - помогают и депутаты, и местные жители. Тем не менее, все отклонения обнаружатся при приемке, которой пока еще не было. Закончив ремонт обочин, установку дорожных знаков, переходов и пр., строители пишут заявление, что готовы сдать дорогу по акту приемки. И если они отступили от нормы, то будут доделывать, переделывать. К слову сказать, люди порой сами мешают укладывать дороги, загораживая улицы своими строениями. В таких узких местах очень тяжело работать - техника не развернется. Порой по вине жителей ширина улицы сужается до 3,5 метра там, где раньше она достигала семи метров.
- В редакцию газеты «Магнолия» поступили сообщения от читателей в ваш адрес. Прокомментируйте, пожалуйста, данные ситуации.
«Здравствуйте, хочу заявить о факте мошенничества в сфере общественного транспорта в г. Тараз. Данная «схема» действовала раньше и действует в настоящее время. Суть в том, что в Таразе существует маршрут № 54 (мкр. Астана-массив Шолдала). До 28 июля 2011г. стоимость проезда составляла - в черте города 40 тенге, за городом (конечная - Шолдала) стоимость составляла 55 тенге. Никто и никогда не видел приказа или объявления в СМИ о тарифе 55 тенге. В автобусах висели копии приказа об утверждении тарифа на проезд в размере 40 тенге. То есть, разница в 15 тенге шла в карман мошенников. С 28 июля повысилась стоимость проезда до 55 тенге (в черте города), а стоимость проезда до Шолдалы повысилась до 60 тенге. Как и раньше приказа и сообщений в СМИ о таком повышении тарифа не было, более того в Управлении транспорта мне сообщили, что действия водителей автобусов противозаконны, так как тариф 55 тенге действует и на проезд до массива Шолдала».
По аналогичному сигналу другого пассажира проезд из Тараза до села Гродеково сегодня составляет 70 тенге. Правомерны ли такие действия водителей?
- В обоих случаях указанные тарифы незаконны, стоимость проезда должна быть 55 тенге. Конечно, мы обязательно проверим эти факты, пригласим перевозчиков, и в течение 2-3 дней разберемся. Не так давно был случай, когда по маршруту Тараз-Жанатас своевольно повысили тариф на 100 тенге, мы пресекли это нарушение. Автовокзалы, пригородные перевозчики предупреждены, что повышать цены они не имеют право.
Но хотим предупредить, что сейчас рассматриваются вопросы повышения тарифов на пригородные перевозки. Если будут изменения, обязательно заблаговременно оповестим население. Более того, просим всех граждан сообщать о каких-либо нарушениях по указанным ранее номерам телефона. Обещаем на каждый инцидент быстро реагировать и принимать необходимые меры.
- Спасибо за разъяснения.
P.S. От редакции:
Остается лишь добавить к вышесказанному, что на очередном совещании аким города Бекболат Орынбеков во всеуслышание заявил о том, что в случае невыполнения перевозчиками обязательств по улучшению транспортных услуг и обновлению автобусного парка до конца года тарифы на проезд будут снижены.