Кто в кабинетах сидит?
Оказалось, что все сделанное ранее не дало ожидаемого эффекта. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что президентские «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» начинаются с главы «Формирование профессионального государственного аппарата», и этому важнейшему делу посвящены 15 емких пунктов (шагов), которые предстоит осуществить уже в ближайшие годы. А мы с вами, уважаемые читатели, для начала обратимся ко дню сегодняшнему и посмотрим, что представляет собой чиновничий корпус на примере нашего региона. Самые свежие данные были предоставлены на пресс-конференции по итогам полугодия, состоявшейся в областном департаменте Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Жамбылской области.
Из выступления заместителя руководителя ведомства, председателя Дисциплинарного совета Галыма Турсынбаева (полный анализ содержится в розданной журналистам брошюре) следует, что по состоянию на 1 июля текущего года штатная численность государственных служащих в области составляла 5884 единицы, в том числе шесть - политических, 17 - корпуса «А» и 5561 – корпуса «Б». Фактическая же численность на 717 единиц меньше - 5167 человек, среди которых почти 42 процента - женщины. Наши чиновники блещут образованием: более 88 процентов из них имеют высшее, остальные - среднее специальное образование, 837 человек обладают двумя и более дипломами вузов, а 15 госслужащих имеют ученые степени кандидатов наук. Среди чиновников всех рангов наибольший удельный вес (около 40 процентов) занимают лица, имеющие экономическое образование, за ними следуют юристы – около 23 процентов, лица с техническим образованием - около 13 процентов.
Казалось бы, при таком раскладе в области должна процветать экономика, рационально и полностью осваиваться бюджетные средства, а юридически подкованные чиновники не должны допускать фактов казнокрадства и коррупции… Увы, из года в год остаются недоосвоенными миллионы бюджетных средств, «хромает» выполнение государственных и региональных программ, десятки чиновников различных рангов получают дисциплинарные взыскания, а то и привлекаются к уголовной ответственности по коррупционным основаниям. По данным Дисциплинарного совета, только за шесть месяцев текущего года им выявлено 563 нарушения, рассмотрено 58 дисциплинарных дел, наложено 33 взыскания, из которых по коррупции – 26, по Кодексу чести госслужащего – семь. Приведенные цифры гораздо выше, чем за этот же период 2014 года, что заставляет задуматься о причинах: либо не те люди приходят на государственную службу, или же им не хватает многих необходимых качеств для честного и профессионального выполнения возложенных обязанностей. Все эти узкие места призваны расширить предложенные Главой государства те самые 15 шагов, в том числе готовящийся новый Закон РК «О государственной службе». Как это будет происходить?
Сквозь сита и фильтры отбора
Формирование профессионального государственного аппарата, а нововведения начнутся уже с 2016 года, предусматривает переход от позиционной к карьерной модели государственной службы. Это означает, что новичка не поставят сразу на пятую или десятую ступеньку служебной лестницы, он должен будет начинать с низов и постепенно идти к заветной цели, преодолевая каждую последующую ступень. Но сначала кандидату на госслужбу нужно будет пройти три этапа жесткого отбора: тестирование в Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции на знание законодательства и определение уровня компетенции; собеседование в Агентстве для оценки уровня приверженности ценностям госслужбы (клиентоориентированность, нетерпимость к коррупции и т.п.); собеседование в госоргане, где будет служить кандидат, на определение уровня профильных знаний и, наконец, (при успешном прохождении трех «фильтров») - назначение на низовую должность. Предполагается введение испытательного срока в течение шести месяцев под руководством наставника из числа действующих опытных работников.
Я б в чиновники пошел, пусть меня научат!
По мнению Саясата Нурбека, директора Института общественной политики партии «Нур Отан», многие беды происходят по той простой причине, что в нашей стране госслужащие «недообучены». В ближайшей перспективе они перейдут от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование в течение всей жизни». Законодательно закрепляется норма – обязательное повышение квалификации один раз в три года. Академия государственного управления РК полностью переформатировала свои образовательные программы. Включены такие управленческие дисциплины, как лидерство, стратегический менеджмент, талант-менеджмент, стресс-менеджмент, самоменеджмент, эффективное общение с общественностью и другие, до сих пор неведомые. Плюс к этому постоянное совершенствование компетенции в сфере деятельности служащего. Уже появились мнения насчет перебора, будто человеку некогда будет работать. Это заблуждение - человек не может руководить тем, чего не знает, а все в наше время меняется очень часто и быстро. Для примера, в США госслужащий в году тратит на повышение квалификации 15 – 20 дней, в Сингапуре - от 60 до 80 дней. Кажущиеся потери времени окупаются, так как постоянный личностный и профессиональный рост дает возможность иметь достойных чиновников-управленцев, а нам нужно именно это.
Каждому воздастся по труду его
Практика в большинстве случаев свидетельствует о том, что даже обученный, преданный делу человек без достойной оплаты своего труда долго не выдержит. Чтобы служивый не решал свои материальные проблемы за рабочим столом вверенного ему кабинета, не сбежал в предпринимательство, ему надо хорошо платить. Новшеством на госслужбе будет отказ от уравниловки и введение факторно-балльной шкалы оплаты труда. Суть ее – зависимость, как говорят, «суммы прописью» от вклада служащего. Шкала распределит все должности по уровням в зависимости от восьми факторов. То есть размер зарплаты увяжет значимость конкретной должности и отдачу конкретного человека в данной должности для организации. Разработчики данной шкалы не являются первооткрывателями. Такая система давно и эффективно действует в госслужбе США, Канады, Великобритании, Сингапура и Малайзии. Следующая мера мотивации – выплата бонусов и надбавок за результативность работы по оценкам: «превосходная», «высокая», «удовлетворительная», «неудовлетворительная». Бонусы и надбавки получат заработавшие первые две оценки, причем их размер в первом случае будет большим, чем во втором.
Примерно так мыслится формирование профессионального государственного аппарата снизу доверху. Уже этой осенью нововведения рассмотрит Парламент страны и, если они будут приняты, чиновничий мир ждут большие перемены.
Проблему изучал Михаил БУНИН