Обучение в казахстанских школах ведется на двух языках: государственном и русском. В большинстве случаев, если педагог работает с русскоязычными детьми, он не преподает предметы на казахском
Однако встречаются школьные наставники, способные объяснить образовательную программу на двух языках. Их принято называть учителями-билингвами.
Учитель русского языка и литературы из Таласского района Гульнур Иманалиева с легкостью ведет уроки на казахском и русском языках.
Гульнур Иманалиева родом из Каратау. После окончания школы поступила в Таразский государственный педагогический институт на специальность «русский язык». Получив диплом бакалавра, подала документы в магистратуру и преподавала в родном вузе.
— У меня были группы как с русским, так и с казахским языками обучения. В русских группах я вела русскую литературу в качестве спецдисциплины. Студенты были ненамного младше меня, но, несмотря на это, процесс обучения проходил легко. Мы сразу же смогли найти общий язык, так как они четко понимали, чего я от них хочу. Задания выполняли вовремя, — рассказала Гульнур.
В период пандемии коронавирусной инфекции она устроилась работать в среднюю школу № 10 имени Сагадата Нурмаганбетова города Тараза. К сожалению, ввиду действовавших тогда ограничительных мер уроки проводились только онлайн.
— Учитель должен чувствовать настроение в классе, замечать, вовлечен ли ребенок в процесс обучения. Через камеру в ноутбуке сделать это было сложно, все-таки не было прямого общения, зрительного контакта, — говорит Гульнур. – Как выяснилось, практика онлайн-обучения имеет свои минусы.
Сильной стороной Гульнур Иманалиевой является билингвизм. Проявляется он не только в возможности мыслить и говорить как на казахском, так и на русском языках, но и в умении донести информацию на двух языках.
Гульнур считает, что терпеливость и уважение важны в работе с учениками. Терпеливый учитель из уважения к себе и к окружающим не будет вымещать раздражение на учениках. Также фактором успеха является умение спокойно объяснять тот или иной учебный материал. Все это помогло Гульнур на новом месте работы.
В 2021 году молодой специалист возвращается в родной Каратау, работает учителем русского языка и литературы в школе-гимназии имени Мухтара Ауэзова. Здесь Гульнур Каныбековна по-настоящему окунулась в жизнь школьного учителя. Смогла вести уроки вживую, видеть, чем занимается каждый ученик,
чувствовать его настроение.
— Один мой ученик считал, что занятия по русскому языку для него бесполезны. Меня такое положение не устраивало, стала работать с ним отдельно. В конечном результате у него появился интерес к занятиям, — рассказала Гульнур Каныбековна.
Молодой учитель по-прежнему преподает на двух языках. Шестиклассники получают знания на государственном языке, а учащиеся седьмых-девятых - на русском. Во время занятий она помогает детям учить новые слова и правила, накапливать знания. Благодаря этому ребенок начинает свободно говорить и мыслить на другом языке. Это позволяет расширить кругозор, обогащаться духовно.
Гульнур Иманалиева является педагогом-модератором. В перспективе намерена повысить категорию, пройдя курсы повышения квалификации учителей. В свободное время трудится репетитором, а иногда ведущей различных культурных мероприятий.
Риналь РАХМАТУЛЛИН