- Айнур, Вы работаете в неправительственном секторе Казахстана с 1994 года. За это время он стал признанным в государстве, добился определенного статуса. Что, по Вашему мнению, мешает этому, как еще его называют, третьему сектору стать практически активной, влиятельной силой в обществе?
- Мне очень хотелось бы ответить, что такой силой мы стали, но парадокс в том, что через 20 с лишним лет мы еще только на пути к этому. Давайте сразу договоримся, что будем вести речь конкретно об участии некоммерческих (в нашем привычном лексиконе - неправительственных) организаций в развитии социальной сферы, которая влияет на качество жизни людей, а это - оказание образовательных услуг, в сфере здравоохранения, детской и молодежной занятости, прозрачности в вопросах обеспечения жильем, экологических проблем, культуры, спорта, работы с людьми с ограниченными физическими возможностями. Здесь в основном сосредоточена деятельность НПО. Если же говорить о сдерживающих факторах развития, то ключевых два - кадровая и финансовая неустойчивость, а к этому еще целый список внутренних и внешних проблем.
- Вот о них, пожалуйста, подробнее.
- Если поначалу организации создавались, как говорится, «снизу», на одном энтузиазме, исходя из реальных потребностей местного сообщества, то с появлением в 2005 году государственного социального заказа для НПО, то есть государственного финансирования, появилась ниша, где можно просто заработать деньги. Именно тогда пошел бурный рост количества НПО. В мировой практике такое явление тоже наблюдалось: появились всевозможные «прогосударственные», формальные и прочие общественные организации. Их возглавили, в принципе, хорошие люди, но хороший человек - это не профессия. Таким образом в республике и в нашей области появилась масса организаций «обо всем и ни о чем». Они числятся, снять их с учета в органах юстиции составляет немалую проблему. Не нужно понимать так, что виноват государственный социальный заказ, наоборот, государство этим создает, исходя из своих возможностей, условия для работы отечественных НПО. Виноват откровенный непрофессионализм.
- Всегда ли тематика лотов, включенных в заказ, соответствует потребностям общества?
- К сожалению, не всегда. В лотах много идеологии, хотя она очень нужна, но требует от исполнителя высокого профессионализма. Возьмем, к примеру, информационные кампании по разъяснению какой-либо государственной программы развития. Я уверена, уровень образования нашего населения позволяет каждому ее прочитать, оценить и сделать для себя выводы. Другое дело - выполнение этой программы исполнительной властью и другими ответственными за это людьми. Я бы предложила заменить эти информационные кампании общественным мониторингом выполнения документов общегосударственной важности. Или возьмем набившие оскомину круглые столы, которые зачастую не отвечают своему назначению и не дают ничего - профанация дела. Их вполне можно заменить конференциями экспертов в той или иной сфере, информационными встречами, семинарами, тренингами, дискуссиями, но опять же – специалистами для специалистов, а присутствовать при этом для собственной пользы могут все желающие. Надеюсь, вскоре так оно и будет.
- Пока мы наблюдаем некую «всеядность», когда любое НПО берется выполнять любой проект. Отсюда результаты, если о них можно вообще говорить. Как это может быть?
- Во-первых, пока Законом РК «О государственном социальном заказе» НПО дана поблажка, они освобождены от подтверждения своей квалификации, предоставления дипломов, сертификатов, справок из налоговых органов. С другой стороны, в правилах осуществления государственных закупок черным по белому прописано, что к лоту допускается организация, миссия которой соответствует тематике лота (миссия – это зафиксированные в уставе цели и задачи НПО). Объясняю: в Уставе нашего ОЮЛ «Ассоциация некоммерческих организаций Жамбылской области» прописаны поддержка и развитие потенциала общественных организаций. Мы при поддержке управления внутренней политики акимата области реализуем программу «Организация работы ресурсного центра НПО», но никогда не возьмемся за борьбу с религиозным экстремизмом, не будем заниматься вопросами медицины, экологии и прочего. Другие коллеги это допускают. Бывает и так, что при проведении конкурса какой-то лот не разыгрался, и тогда другой поставщик может его реализовать. Здесь все зависит от заказчиков, которым просто надо действовать по закону. Но, если честно, и своих коллег я по-человечески понимаю, ибо речь идет просто о выживании НПО: протянуть еще годик, а там, может, что-нибудь еще подвернется… Но, по-видимому, скоро такая «всеядность» уже не пройдет.
- Откуда у Вас такая уверенность, если не секрет?
- Недавно я вернулась из Астаны, где состоялась стратегическая сессия по обсуждению проекта стандартов государственного социального заказа неправительственным организациям. Всем известно, что все госуслуги в нашей стране имеют свои стандарты, единственная сфера, где их нет, - это неправительственный сектор. Пришло время, когда услуги общественных организаций, выполняющих государственный социальный заказ, тоже будут стандартизированы. Пока разработаны шесть проектов стандартов: образовательные, информационные, методические, исследовательские, консультационные услуги, деятельность ресурсных центров. Расписано все, от требований к квадратуре помещения до итоговых отзывов пользователей о качестве полученной услуги. Особенно важно, что в стандартах будут предусмотрены конкретные квалификационные требования к исполнителям заказов. Это должно повлиять на рост профессионализма, ответственности и качества работы НПО, которым уже сегодня важно начинать готовиться к работе в новых условиях.
- Еще есть законопроект, инициированный «Гражданским Альянсом Казахстана», о новых формах финансирования неправительственных организаций. Ваше мнение об этом документе?
- Я ознакомилась с ним, поэтому призываю подходить к нему осторожно. Документ рамочный, в нем мало конкретики в части путей и механизмов реализации. На слух воспринимается приятно и можно, конечно, прийти в восторг от того, что некий единый оператор будет аккумулировать все деньги для НПО и выдавать им гранты и премии на развитие. Думаю, что это будет в дополнение к госсоцзаказу. В общем, не будем торопиться, с законопроектом предстоит еще хорошо разобраться.
- Спасибо за содержательную беседу.
Михаил БУНИН, фото автора