Конституция сыграла важную роль в создании новой государственности, являющейся продолжением созданной еще более 550 лет назад на исконной казахской земле нашими предками.
Судебная система Республики Казахстан в целом отвечает потребностям обеспечения эффективной судебной защиты прав и свобод граждан.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев определил 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, которыми предусмотрены коренные преобразования в обществе и государстве. Одна из реформ касается судебной системы, а именно - обеспечения верховенства закона, упрощения доступа граждан к правосудию.
Увеличение профессионального ценза является реальной мерой совершенствования механизма объективного отбора достойных кандидатов на занятие должности судьи. В рамках совершенствования системы отбора судей предусмотрены повышение возрастного ценза с 25 лет до 30, увеличение стажа – не менее пяти лет работы, связанной с участием в судопроизводстве, внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Кандидаты в судьи будут проходить годичную стажировку в судах с выплатой стипендии, после ее завершения - годичный испытательный срок.
Должность судьи требует не только безупречного знания законов, но и наличия житейского опыта, позволяющего увидеть за судебной тяжбой, возможно, просто человеческий конфликт и попытаться разрешить его через примирительные процедуры, убедить враждующие стороны апеллировать не к нормам законов, а законам жизни, человеческих отношений. А опыт, как правило, приходит с годами.
Закрепление таких квалификационных требований, как пятилетний стаж участия в судебных процессах, прохождение годичной стажировки в судах с невозможностью совмещать ее с другой трудовой деятельностью, а также установление испытательного срока в один год, позволит подготовить профессионального, знающего и проверенного временем судью, связавшего как минимум восемь лет своей трудовой деятельности непосредственно с судебной системой.
Основным вектором развития судебной власти является специализация судов и судей, в том числе развитие ювенальных судов, специализированных по рассмотрению уголовных дел, в перспективе возможно образование налоговых и других специализированных судов.
На базе действующих административных судов планируется создание системы административной юстиции, рассматривающей публично-правовые споры с передачей дел об административных правонарушениях в подведомственность судов общей юрисдикции.
Перспективы развития судебной системы также связаны с возможностью поэтапного расширения пределов судебного контроля в досудебном производстве. Будет развиваться система третейских и арбитражных судов.
Внедрение современных средств фиксации судебной информации будет способствовать реализации принципа состязательности в судопроизводстве. Планомерная информатизация судебной системы позволит обеспечить оперативную информационно-правовую поддержку процессу отправления правосудия, упрощение порядка и сокращение сроков рассмотрения дел, повышение эффективности исполнения решения суда.
Для упрочения гарантий независимости судей важнейшим вопросом остается полноценная реализация требований Конституции о том, что финансирование судов и обеспечение судей жильем "должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия", что предполагает поэтапное повышение уровня социальной защищенности судей и материально-технического обеспечения судов с учетом финансовых возможностей государства.
В то же время за вмешательство в отправление правосудия, проявление неуважения к суду виновные лица должны нести установленную законом ответственность.
Завершающей стадией судопроизводства является исполнение судебных актов. Необходимо принимать меры, обеспечивающие их неукоснительное исполнение. В этой связи внедрение института частных судебных исполнителей наряду с государственными - важная мера повышения эффективности судопроизводства. В рамках смешанной модели исполнения судебных решений только государственные судебные исполнители должны обладать правом принудительного исполнения документов по взысканиям с государства.
Развитие государства требует целенаправленных реформ. Без независимой и справедливой судебной власти не может быть и правого государства. Программа «100 конкретных шагов» - это верный путь совершенствования судебной реформы правового государства.
Динмухаммед АЗРЕТКУЛОВ, судья Жамбылского областного суда