На семинаре отмечено, что с 1 июля текущего года налогоплательщики, осуществляющие оптовую и розничную реализацию бензина, дизельного топлива и алкогольной продукции, переходят на новый порядок применения ККМ с функцией фиксации и передачи данных в онлайн-режиме, за исключением налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования.
При осуществлении на территории Республики Казахстан отдельных видов деятельности, установленных Правительством Республики Казахстан, налогоплательщики обязаны обеспечить применение контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных с 1 января 2016 года.
Нововведение обязывает налогоплательщиков, занимающихся оптовой и розничной реализацией бензина, дизельного топлива и алкогольной продукции, пользоваться контрольно-кассовыми машинами, которые имеют функцию регистрирования и показания данных, обеспечивают поступление сведений в органы государственных доходов в оперативном режиме через телекоммуникационную сеть.
Основная цель внедрения указанных контрольно-кассовых машин - минимизировать контакты налогоплательщиков с работниками органов государственных доходов. Не будет необходимости выходить на рейдовые проверки или хронометражные обследования. Работникам органов государственных доходов достаточно будет провести анализ данных, поступающих на сервер, и выявить недобросовестных налогоплательщиков.
Кроме того, не секрет, что есть умельцы, скручивающие счетчики на ККМ. Переход на ККМ с функцией передачи данных исключит такую возможность. Данная мера является одним из надежных барьеров, препятствующих развитию «теневой экономики».
Порядок заключения договора на предоставление услуг доступа в Интернет, а также технические условия для соединения телекоммуникационной связи, сумма и порядок взаиморасчетов с клиентами подробно разъяснены начальником отдела Жамбылского филиала АО «Казахтелеком» Б. Джакеевой.
Менеджер ТОО «Оргтех» Н. Хван ознакомила присутствующих с условиями приобретения контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных, сервисного технического обслуживания и марками указанных ККМ.
От налогоплательщиков поступили многочисленные вопросы, нарекания по поводу отсутствия или низкого качества доступа к системе Интернет, предоставляемой оператором фискальных данных через сеть «Алтел». Также прозвучала критика в отношении слабой работы центра по приему и обработке форм налоговой отчетности УГД по г.Таразу. Руководитель отдела УГД Ж. Алибаева попросила по всем фактам волокиты и неэтичного поведения работников подавать письменные жалобы.
Руководитель управления ДГД области А. Алишев отметил положительный опыт внедрения ККМ с функцией фиксации и передачи данных в мировой практике. На сегодняшний день применение ККМ с онлайн-передачей данных имеется в 23 странах. Министерством финансов Республики Казахстан совместно с международными экспертами в рамках совместного с Всемирным банком проекта по реформированию налогового администрирования проведен анализ международного опыта внедрения в эксплуатацию современных моделей ККМ. Наиболее действенной и жизнеспособной является система в Южной Корее, которая применяется там с 2004 года. По официальным данным налоговой службы Южной Кореи за период с 2004 по 2011 год собираемость налогов выросла в 2,5 раза.