Великая певица, покорившая своим голосом знаменитых оперных див
Куляш (Гульбахрам) Байсеитова (1912-1957) — первая казахская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано). Родилась в степях Сары-Арки, в ауле Жанаорталык Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне Карагандинской области), в официальной биографии местом рождения указан город Верный. В этот город ее привезли в двенадцатилетнем возрасте.
Куляш росла в бедной семье из рода тобыкты, и государство определило ее в детский дом с гособес¬печением. Она с детства любила петь и играть на домбре, пела, аккомпанируя на гармони. Окончив школу, пошла работать делопроизводителем, чтобы помочь семье. Тогда же увлеклась драматическим кружком при клубе торговых работников в Алматы, она хорошо декламировала и пела. Услышав на концерте выступление Куляш, где она прочитала стихотворение Беимбета Майлина и спела казахскую народную песню «Баянаул», Серке Кожамкулов, один из создателей казахского драмтеатра, отметив ее отличную дикцию, темперамент и смелость на сцене, уговорил девушку перейти на работу в театр. Первое ее выступление на профессиональной сцене было в эпизодической роли — играла мальчика-продавца газет в инсценировке ко Дню печати. Вскоре неожиданно сыграла и главную роль в спектакле «Енлик-Кебек» Мухтара Ауэзова, сменив заболевшую актрису.
В 1933 году, когда был создан музыкальный театр, она перешла туда и сыграла роль Айман в первой музыкальной комедии «Айман-Шолпан» (13 января 1934 года), созданной по либретто Мухтара Ауэзова. Айман была единственной партией комедийного плана в театральном творчестве К. Байсеитовой. Через несколько месяцев она спела свою коронную партию в опере Евгения Брусиловского «Кыз-Жибек».
В 1926 году в Кызылорде, тогдашней столице Казахстана, открылся первый казахский профессиональный театр драмы. Выступали в нем самодеятельные артисты из числа работающей молодежи, проявившие актерские таланты, умеющие петь и играть на народных музыкальных инструментах. Вскоре открылся Государственный театр оперы и балета (1933), и основной костяк в опере составили «поющие» актеры драматического театра, переехавшего в 1929 году в Алма-Ату. Среди них была и Куляш Байсеитова, девичья фамилия Беисова, — самородок, не имеющая специального музыкального образования, трудом и упорством достигшая высот в вокальном искусстве. Много партий спела певица в казахских операх, в операх русских и зарубежных композиторов-классиков, но коронной ролью стал образ Жибек — героини легендарного эпоса «Кыз-Жибек».
Золотой фонд казахского оперного искусства начинается с оперы «Кыз-Жибек». Мухтар Ауэзов писал: «Среди эпического наследия казахской старины «Кыз-Жибек» выделяется своими высокими поэтическими достоинствами… Казахский эпический стих достигает здесь высокой образности, звучности и выразительности. Эти свойства и определили самую широкую популярность поэмы в памяти народной, сделав образ Жибек национальным образом девушки-невесты».
Сюжет эпоса в поэтическом пересказе Габита Мусрепова получил сценическую жизнь. Музыку написал молодой композитор Евгений Брусиловский на основе казахских народных мелодий и песен.
Ария Кыз-Жибек — «Гакку» — была невероятно популярной в народе. Песню «Гакку» сложил народный композитор и певец, акын-импровизатор Укили Ибрай Сандыбайулы (1860-1930). Ее сохранил и донес до наших дней акын и певец Иса Байзаков, а знаток казахской народной музыки Борис Ерзакович записал ее у Исы Байзакова, переложив на ноты (по другим источникам, ее записал Александр Викторович Затаевич — Прим. автора). Ее и использовал композитор Е. Брусиловский для главной арии Кыз-Жибек.
Куляш полюбилась эта песня, и она всюду ее напевала — и дома, и в гостях. И неожиданно внесла в нее своеобразную интерпретацию. Канабек Байсеитов, оперный певец, постановщик опер и супруг Куляш Байсеитовой, вспоминал: «… С самого момента, как мы решили, что «Гакку» в опере будет исполнять Жибек, Куляш не расставалась с этой песней. Ей очень понравилась она с первого раза. В Аксай мы, помнится, втроем отправились на телеге. По дороге Куляш пела «Гакку» и по-своему изменила припев, добавив к нему игривое «Ах-ха-ха, ах-ха, ха, ха», Евгений Григорьевич (Брусиловский) воскликнул:
— Вот это здорово! Очень подходит к песне! — и тут же записал что-то в свой блокнот. Так и родилась эта знаменитая ария «Гакку».
Премьера оперы состоялась 7 ноября 1934 года. Первую постановку осуществили Жумат Шанин и Канабек Байсеитов (впоследствии было несколько редакций).
Первыми исполнителями были певцы, стоявшие у истоков театрально-музыкального искусства Казахстана. Роль Кыз-Жибек исполнила легендарная Куляш Байсеитова, Бекежана —Курманбек Жандарбеков, Тулегена —Канабек Байсеитов, Шеге — Манарбек Ержанов, Камки — Урия Турдыкулова, Дурии —Xафиза Нурмуханбетова, в танцах выступили Шара Жиенкулова, Нурсулу Топалова, Даурен Абиров и другие.
«У подножия Тянь-Шанских гор родилась первая опера Советской Азии. Ожила древняя легенда о чудесной любви Кыз-Жибек», — писал Ануар Алимжанов (1930-1993).
Множество лестных отзывов об опере и главных исполнителях было опубликовано в республиканских и центральных изданиях того времени, особенно после показа оперы во время Первой декады казахской литературы и искусства в Москве (1936). Красочные декорации и костюмы театрального художника Анатолия Ненашева вызвали первые аплодисменты зрителей, пришедших на оперу в филиал Большого театра СССР (за декорации и костюмы в опере художник получил золотую медаль на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже в 1937 году —Прим. автора).
Но самый громкий успех был у Куляш. Искусствовед Ирина Левицкая писала: «Словно серебряный колокольчик, звенел, переливался голос Куляш. Восторгам не было конца — зал не хотел успокаиваться до тех пор, пока дирижер не дал вступление, и с новой покоряющей силой полился пленительный голос певицы. Прозрачный, чистый, как вода ее родной, горной Алмаатинки». На следующий день вся страна узнала о потрясающем успехе казахской оперы «Кыз-Жибек».
На втором спектакле присутствовали руководители страны — Иосиф Сталин, Михаил Калинин, Серго Орджоникидзе, Вячеслав Молотов, Климент Ворошилов и другие. Иосиф Сталин, услышав удивительный голос Куляш на сцене Большого театра СССР, назвал ее «казахским соловьем». Это определение прочно закрепилось за певицей и осталось в памяти народа и в истории казахского искусства. Когда Куляш пела очередную партию, Сталин повернулся к Исаеву и сказал: «У нас есть некоторые певцы: когда они поют, стоят как вкопанные, будто их прибили к одному месту. Стоит им шевельнуться, сразу сбиваются и теряют голос. У этой девушки все есть — и поет хорошо, и играет отлично» (Ораз Исаев (1899-1938) — председатель Совнаркома Казахской ССР — Прим. автора). По завершении декады Куляш Байсеитовой вручили высшую правительственную награду того времени — орден Трудового Красного Знамени, через несколько месяцев ей, одной из первых в Союзе, было присвоено звание народной артистки СССР.
На оперной сцене она создала разноплановые роли: спела партию Сары, поэтессы-импровизатора, в опере М. Тулебаева «Биржан и Сара» (1946); создала героический образ медсестры Сайры в опере Е. Брусиловского «Гвардия, алга!» (1942); жестокий и коварный образ Акжунус в опере Е. Брусиловского «Ер-Таргын» и другие. Прекрасно звучал голос в оперных спектаклях русских и зарубежных классиков.
10 февраля 1946 года на сцене театра оперы и балета имени Абая состоялась премьера оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» на казахском языке, где партию Татьяны пела Куляш Байсеитова.
Впервые опера была поставлена в 1879 году в Москве на сцене Большого театра. С тех пор фотографии лучших исполнителей роли Татьяны хранятся в Клину, в Доме-музее Петра Ильича Чайковского, и среди них почетное место занимает и фото любимицы казахского народа, народной артистки СССР Куляш Байсеитовой.
В роли Чио-Чио-Сан в одноименной опере Джакомо Пуччини (в Европе идет под названием «Мадам Баттерфляй») Куляш своим пением вызывала слезы не только у зрителей, но и, по свидетельству народной артистки СССР Натальи Сац, у дирижера, оркестрантов и технических работников. На премьере 14 мая 1944 года присутствовал знаменитый актер, народный артист СССР Николай Черкасов, который, не скрывая восторга, сказал Куляш Байсеитовой: «Такой Чио-Сан, как Вы, я никогда не видел и не увижу. Вы не только певица, Вы — артистка непостижимая… Я был весь в вашей власти и переживаниях… переживал все вместе с Вами, как мальчишка переживал! Спасибо!» Это была первая европейская опера в исполнении казахской труппы.
Куляш Байсеитова — великолепная оперная певица, покорившая своим голосом знаменитых оперных див, в том числе народную артистку СССР Валерию Барсову, которая писала: «Должна с большой откровенностью признаться, что выступление этой молодой певицы оставило у меня волнующее и незабываемое впечатление. Пение казахской певицы очень легкое, а сильный прозрачно-чистый голос ее настолько редкий и своеобразный, что он свойственен только ей одной — вряд ли найдешь еще одну такую певицу, с кем можно сравнить ее голос».
За 27 лет работы в театре К. Байсеитова спела 20 главных партий. Она также выступала на концертах, исполняя народные песни разных народов и произведения композиторов Казахстана. Особенно популярными были песни «Булбул» и «Казахский вальс» композитора Латифа Хамиди. Эта песня была необычайно популярной в исполнении двух «казахских соловьев» — Куляш Байсеитовой и позже Бибигуль Тулегеновой. Известные в Союзе певицы лирического сопрано, приезжая с гастролями в Казахстан, нередко включали ее в свой репертуар в знак уважения к казахскому народу и его искусству.
А в создании мелодии песни самую активную роль сыграла Куляш Байсеитова. Латиф Хамиди много советовался с ней как с оперной звездой и будущей исполнительницей песни, написанной в жанре романсовой лирики. Много часов провели они за фортепиано, в творческом процессе вырабатывая окончательный вариант. И где бы солисты ни выступали с концертами, всегда звучал этот чарующий вальс, несущий торжество музыки и поэзии. И каждое исполнение было неповторимо поэтичным.
«Казахский вальс» стал настолько любимым и популярным в народе, что получил свою вторую жизнь в танце. Знаменитая Шара Жиенкулова поставила и до конца своей сценической жизни исполняла танец на музыку вальса.
За концертную деятельность в 1948 году ей была присуждена Государственная премия СССР, она также лауреат двух Сталинских премий (1948, 1949), кавалер ордена Ленина (1945).
В 1942 году Куляш Байсеитова выезжала с концертными бригадами на фронт, поднимая своими песнями и добрыми пожеланиями дух бойцов. Немало писем получала от бойцов и командиров со словами благодарности. Среди них следует отметить письмо от Героя Советского Союза Малика Габдуллина, который писал: «… На досуге бойцы завели полученный в подарок от трудящихся Казахстана патефон. Поставили пластинку — арию из «Кыз-Жибек». Вдруг налетели немецкие стервятники: пришлось замаскироваться, но патефон не останавливали: близкая нашему сердцу ария ободряла…»
Мне на редкость повезло: в 1968 году я присутствовала на юбилейном, 1000-м показе оперы «Кыз-Жибек». Как реликвию храню юбилейную брошюру и программку. На сцену вышел, как и много лет назад на премьере 1934 года, почти весь исполнительский состав за исключением двух солистов, которых не было в живых. Это неповторимая «первая» Кыз-Жибек — Куляш Байсеитова и народный артист Манарбек Ержанов, первый исполнитель роли Шеге. В тот вечер партию Кыз-Жибек пела народная артистка республики Шабал Бейсекова, игравшая на одной сцене с Куляш Байсеитовой. Роль Шеге исполнил народный артист Гарифулла Курмангалиев. В остальных ролях выступил прежний состав: народные артисты К. Байсеитов, К. Жандарбеков, артисты У. Турдыкулова, X. Нурмухамедова, А. Мусабеков, в танцах — знаменитая Шара и Нурсулу Тапалова.
Мне не довелось слышать пение К. Байсеитовой на сцене, но в жизни я видела ее, будучи первоклашкой средней школы № 10 имени Некрасова в городе Алма-Ате. Она находилась на месте нынешней гостиницы «Алма-Ата» по улице Калинина напротив оперного театра. В этой школе учились дети многих артистов и ученых, дома которых находились по улице Алатау (ныне улица имени Куляш Байсеитовой). Я училась и общалась с Раушан Байсеитовой. Однажды пронесся слух, что в школу пришла мама Раушан Байсеитовой, артистка. Вместе с другими я вышла в коридор и увидела, как она прошла в светлом макинтоше и головном уборе. А через некоторое время Раушан уехала в Москву в хореографическое училище.
С гордостью храню памятный юбилейный значок, посвященный Куляш Байсеитовой, на котором она изображена в полный рост на фоне бордового занавеса в своей коронной роли Кыз-Жибек в свадебном саукеле. Значок этот, изготовленный в ограниченном количестве в честь юбилейной годовщины певицы (1967), я получила от ее дочерей Куралай и Карлыгаш, которые пришли на встречу со студентами — членами эстетического клуба «Общество семи муз» при КазГУ, которым руководил замечательный знаток искусств, профессор Бахтажар Мекишев. Это был вечер памяти великой певицы. Дочери выступали с воспоминаниями, а когда зазвучал в записи голос их матери, исполняющей «Гакку», глаза их наполнились слезами. Обнявшись и не стесняясь аудитории, они молча плакали…
Канабек Байсеитов, народный артист республики, писал: «Жибек, Куляш и «Гакку» — эти три понятия навечно соединились вместе и стали неразделимы, с этим связано открытие сцены казахского музыкального театра».
Известная художница и актриса кино Гульфайрус Исмаилова создала образ первой казахской оперной певицы в картине «Портрет Куляш Байсеитовой в роли Кыз-Жибек» (1962). Певица изображена в театральном костюме в роли Кыз-Жибек. Ожидая любимого в окружении подруг, поет знаменитую песню.
Партия Кыз-Жибек стала коронной для Куляш Байсеитовой, лебединой песней. Последнее ее выступление на сцене также было в партии Кыз-Жибек.
Когда Куляш Байсеитову провожали в последний путь, оркестр играл мелодию «Гакку» — любимую песню певицы. Позже был установлен надгробный памятник — Куляш Байсеитова в образе Кыз-Жибек. Певица прожила всего 45 лет…
Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати, член Союза журналистов Казахстана