Шара Жиенкулова (Джандарбекова) – первая казахская профессиональная танцовщица народных танцев; создала первый казахский танец «Келиншек» (1934), положивший начало казахской хореографии; первая киноактриса (1938), исполнила главную партию в первом национальном балете «Калкаман и Мамыр» (1938), создатель национальной школы танца и эстрадно-танцевальных миниатюр, известный педагог и автор книг по казахским танцам, признанная красавица в творческой среде
Шара (Гульшара) Жиенкулова (1912–1991) – народная артистка Казахской ССР, начинала трудовую деятельность как артистка драматического театра (1929), затем танцевала в балетной труппе ГАТОБ имени Абая, исполняла народные танцы в музыкальных драмах и в казахских операх «Кыз-Жибек», «Ер-Таргын» и «Жалбыр» Е. Брусиловского, «Бекет» А. Зильбера и других. В 1940 году перешла в Казахскую филармонию и до конца жизни танцевала казахские танцы и народов мира.
Она хорошо пела, танцевала, обладая особой пластикой движений, и выразительно читала. Народный артист Канабек Байсеитов вспоминал: «Она… поражала всех своей красотой, изяществом и осанкой». Вспоминаю, в юности мне часто приходилось слышать от окружающих творческих людей, что в Алма-Ате две известные красавицы – Шара Жиенкулова и Гульфайрус Исмаилова, актриса и художница.
13 января 1934 года впервые поднялся занавес Казахского Государственного музыкального театра в Алма-Ате спектаклем «Айман- Шолпан» (музыкальная драма Мухтара Ауэзова). В нем был исполнен первый национальный казахский танец «Келиншек». Его придумала, поставила и сама исполнила Шара. Этим танцем было положено начало казахской хореографии. Потом появились танцы «Таттимбет», «Айжан-кыз», «Кара-жорга», «Кырык кыз», «Қымызшы-келіншек» и множество других.
Но самым лучшим и популярным в народе был «Казахский вальс». Знаменитая песня «Казахский вальс» Латифа Хамиди была написана специально для Куляш Байсеитовой, которая принимала активное участие в процессе создания этого вокального щедевра. Песня создана в 1940 году. Она была настолько популярной в народе, что получила вторую жизнь в танце. Шара поставила и до конца своей сценической жизни исполняла танец на музыку вальса. В детстве мне довелось видеть ее выступления на эстрадной сцене, в том числе и «Казахский вальс» на лоне природы, когда ее с почетом принимали в одном из живописных мест Алматинской области, на берегу горной речки.
В исполнении Шары он был своего рода ее визитной карточкой в концертной программе, символом изящества, искрометного темперамента и таланта первой профессиональной танцовщицы эстрады, создателя национальной школы казахского танца.
Может быть, именно поэтому художник Гульфайрус Исмаилова, приступая к серии портретов выдающихся деятелей культуры и искусства, первым создала портрет народной артистки Шары Жиенкуловой в живом вихре танца. Картина так и называется – «Казахский вальс» (1958, размер 179х134). Картина-портрет, где Шара изображена в расцвете женской красоты и таланта. Руки ее взметнулись в изящном движении, а вокруг – веер широких оборок платья, переплетенных с длинными косами. Этот танец на портрете – торжество красоты и красок. Экспонируется в Музее искусств имени А. Кастеева, однако было время, когда я видела ее в фойе второго этажа ГАТОБ имени Абая.
Но однажды произошло знаменательное событие, когда «Казахский вальс» свел воедино голос Куляш Байсеитовой и танец Шары. Как вспоминает Шара в одной из своих статей, в 1950 году они случайно встретились на гастролях в Тбилиси, куда знаменитая певица была приглашена петь в опере 3.
Палиашвили «Даиси». И хотя у Шары вечером должен был состояться концерт, она его отменила и пошла в Оперный театр поддержать своим присутствием великую землячку. Успех Куляш был настолько потрясающим, что восхищенные зрители, не дав певице переодеться, прямо в белом платье героини оперы несли Байсеитову два квартала до гостиницы, расположенной на проспекте Руставели. И так как зрители долго скандировали под окнами: «Куляш! Куляш!», то она и Шара вышли на просторный балкон и исполнили «Казахский вальс». Куляш пела, Шара танцевала, а внизу танцевал весь проспект... «Казахский вальс» соединил таланты двух подруг, начинавших вместе творческий путь, – певицы Куляш и танцовщицы Шары.
«Казахский вальс» в постановке Шары был представлен группой танцовщиц на сцене Большого театра СССР в Москве в 1958 году, во время Декады казахской литературы и искусства, а в дальнейшем и на зарубежных гастролях в исполнении артистов Ансамбля песни и танца республики под руководством Шары Жиенкуловой.
В моей памяти детства остался красочный плакат, расклеенный на улицах Алматы, на котором Шара изображена в головокружительном казахском вальсе с румяным яблоком в руке.
Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран Таразского регионального университета имени М.-Х. Дулати, член Союза журналистов РК