В город вернулась летняя жара, его зеленый наряд только-только начал меняться на золото и багрянец осени, а евреи Тараза, собираясь в минувшее воскресенье в кафе «Эльба» на традиционный общинный праздник, приветствовали друг друга пожеланиями «счастливого и сладкого Нового года». И было это не в шутку, а всерьез
Из глубины тысячелетий
Рош-а-Шана (с ивр. - «голова года»), один из самых древних и значимых еврейских праздников, начался с заходом солнца 25 сентября и продлился два дня. Событие являло собой почти ничего общего с привычным для нас с детства пониманием торжества по случаю смены лет. Никакого украшенного хвойного дерева, оливье, шампанского и мандаринов, никаких фейерверков и вообще, вместо безудержного веселья - сдержанная радость. Открыл и вел празднование старейшина еврейской общины, руководитель клуба «Авраам» (история, культура, традиции) Михаил БУНИН:
- Рош-а-Шана приходится на начало, а точнее, на первые два дня месяца тишрей – седьмого месяца еврейского календаря. Он лунный, а значит, и еврейские праздники являются подвижными относительно календаря грегорианского. Первым месяцем года считается весенний месяц нисан, когда евреи, выйдя из Египта, стали народом. Он приходится на март-апрель привычного нам календаря. Соответственно, седьмой месяц тишрей выпадает на сентябрь-октябрь. В выборе месяца, открывающего год, заключен глубокий смысл. Евреи считают, что Бог сотворил мир именно в седьмой месяц, поэтому с него и ведется летоисчисление: от сотворения мира и до наших дней прошло уже 5782 года. С месяцем тишрей связано сотворение первых людей Адама и Хавы (Евы), вкушение запретного плода, окончание Всемирного потопа, чудесное спасение Исаака во время жертвоприношения Авраама и другие важные события еврейской библейской истории.
Рош-а-Шана – это не только день сотворения мира, но и День суда. То есть, в день рождения мира Бог судит этот мир. Главная задача человека в эти праздничные дни – вспомнить обо всем, что случилось за год, прислушаться к голосу совести, признаться себе во всех своих недобрых поступках и искренне в них раскаяться.
Праздником Рош-а-Шана начинаются 10 дней молитв и раскаяния, называемые «Дни трепета». Их кульминацией становится следующий праздник, Йом-Кипур – День суда и примирения. Считается, что в начале этого периода Бог восседает на престоле справедливого судьи и внимательно оценивает поступки всех людей. Затем Бог «пересаживается» на престол милосердия и дает людям еще один шанс исправиться. Перед Богом в это время открыты три книги. В первой записаны имена праведников, чьи добрые дела перевешивают злые. Вторая книга содержит имена грешников, тех, кто чаще совершал недобрые поступки. И, наконец, в третьей книге, той, что лежит посередине, записаны имена большинства людей. Они не праведники, но и не отпетые грешники. Чаши их весов с добрыми и злыми поступками находятся, так сказать, в равновесии. Именно у этих людей есть шанс исправить свою участь искренним покаянием и добрыми делами. Таким образом, еврейский Новый год–это и начало человеческой истории, и Божий суд, и возможность обновить отношения с Богом, совершить, говоря современным языком, «перезагрузку».
Традиции и обряды
Самым ярким событием праздника Рош-а Шана является трубление в шофар - особым образом выделанный полый бараний рог. Это действо глубоко символично. Звук шофара призывает людей пробудиться, отойти от суеты будней и явиться на Божий суд. Бараний рог напоминает и о том агнце, которого Авраам принес в жертву вместо своего сына Исаака. Это символизирует готовность каждого человека к самопожертвованию.
Существуют и другие толкования этого обычая. Считается, что звуки шофара достигают небес и сбивают с толку Сатану, который в этот момент докладывает Богу обо всех человеческих грехах. Обвинителя оглушают трубные звуки шофара, и он не может прочесть весь свой обличительный список.
На протяжении двух праздничных дней верующие евреи ходят в синагогу, чтобы молиться и слушать священные звуки шофара, звучащего там 100 раз в день и взывающего к человеческой совести. В эти дни решается, каким будет следующий год для каждого. Существует еще один обряд, связанный с еврейским Новым годом. Он называется Ташлих (с ивр. - бросать) и символизирует избавление от грехов уходящего года. Верующие собираются на берегу какого-либо водоема, читают молитвы и, выворачивая карманы, символически вытряхивают в воду «грехи», как бы скармливая их рыбам, или чтобы их смыло водой.
Обратите внимание, праздничный стол обильный, с включением в меню фруктов нового урожая. Традиционным фруктом, связанным с еврейским Новым годом, считается гранат (говорят так: «Да умножатся ваши добрые дела как зернышки граната»!) Обязательны мед и яблоки, дольки которых обмакивают в мед, чтобы наступающий год был сладким. Пожелание хорошего и сладкого года является частью традиционного новогоднего поздравления. На стол подается рыба, непременно с головой, чтобы, как принято говорить, «быть головой, а не хвостом». Тем более и само название праздника Рош-а- Шана буквально означает «голова года». Нарезанная кружками морковь, напоминающая золотые монеты, потому что в судьбоносные дни Нового года определяется и материальное благосостояние человека на будущий год. Обязательно на праздничном столе присутствует круглый хлеб хала - такая форма является символом цикличности времени. Категорически запрещено употреблять горькую и кислую пищу, чтобы наступающий год не принес горести и беды. Не принято есть орехи, потому что числовое значение слова «орех» на иврите равно числовому значению слова «грех». А о грехе в эти дни даже упоминать нельзя.
С Рош-а-Шана у евреев начинается череда больших осенних праздников, среди них наступающий на восьмой от первого дня празднования Нового года Йом-Кипур (День примирения между людьми и между человеком и Богом). Затем последуют Суккот, когда евреи семь дней будут жить в импровизированных шалашах, Симхат-Тора (Радость Торы), знаменующий очередной цикл чтения недельных глав Священного Писания, и Ханука - праздник Освящения Храма.
Завершилась вводная часть торжества. Прозвучали благословения на хлеб, вино и яблоки, зажжены праздничные свечи. Прозвучали поздравления, поступившие от Александра Барона, Председателя Ассоциации еврейских организаций Казахстана «Мицва» и Бэллы Атран, куратора хэседов юга республики.
Пожеланиями «Шана това уметука!» - «Счастливого Нового года!», «Лешана това тикатейву!» - «Пусть все будут записаны в хорошую книгу!» началась праздничная трапеза. Состоялась викторина на знание еврейских традиций, победители получили заслуженные призы, а все присутствующие - новенькие календари на год грядущий. Здравствуй, год 5783!
Герман ГРАДСКИЙ