На минувшей неделе в кабинете медиации региональной ассамблеи народа Казахста-на, расположенного в здании КГУ «Қоғамдық келісім» (Дом дружбы) управления внутренней политики акимата Жамбылской области, плодотворно прошла респуб-ликанская акция «День открытых дверей»
В ней приняли участие непрофессиональные и профессиональные медиаторы, представи-тели этнокультурных объединений и общественных структур ассамблеи: советов матерей, общественного согласия и биев, судьи, сотрудники органов внутренних дел и адвокату-ры. И хотя учебный и консультационный процесс в кабинете медиации практически не прекращается, на встречу пришли жители области, у которых накопились злободневные вопросы к юристам. Забегая вперед, нужно сказать, что ни один из поступивших вопро-сов не остался без внимания спикеров, каждый с удовлетворением получил развернутый ответ на понятном языке.
Собравшихся приветствовала руководитель КГУ «Қоғамдық келісім» Парида Мамедова, руководитель КГУ «Қоғамдық келісім»:
-. Сегодня по всей республике проводится День открытых дверей. Медиаторы, перего-ворщики - это те, кто не дожидается конфликтных ситуаций, а своими умелыми превен-тивными действиями устраняют саму возможность возникновения в полиэтнической среде подобных случаев, снимают напряженность в обществе. Профессиональные и непрофессиональные медиаторы готовы работать в любое время суток, внося свой по-сильный вклад в укрепление мира и согласия между людьми. Желаю вам сегодня инте-ресной и плодотворной работы.
Судья Жамбылского областного суда Ляззат Рамазанова посвятила свое выступление теме «Совершенствование законодательства в сфере условно-досрочного освобождения». Со-общив, что в настоящее время встал вопрос о внедрении медиативных процедур при рас-смотрении материалов об условно-досрочном освобождении и замене неотбытой части наказания более мягким, спикер выделила целый ряд объективных проблем и предложи-ла пути их решения.
- С 2020 года набольшее количество дел об УДО было рассмотрено судами Восточно-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской, Акмолинской и Жамбылской областей. Наименьшее количество рассмотрено судами Нур-Султана, Алматы, Мангистауской об-ласти, а военными судами дела данной категории вообще не рассматривались. С одной стороны, институт условно-досрочного освобождения следует оценивать положительно как реализацию принципа гуманизации, но с другой стороны, необоснованное примене-ние этого института способно отрицательно повлиять на состояние преступности путем ее рецидива. Основная проблема - риск уклонения осужденного от исполнения медиа-тивного соглашения, ведь потерпевшая сторона пока не имеет гарантий того, что согла-шение будет неукоснительно выполнено по всем его пунктам. Поэтому необходимо тщательно разработать и включить в законодательство механизм исполнения медиатив-ных соглашений с целью защиты прав потерпевшей стороны. Из этой проблемы вытекает следующая; недостаточная работа при подготовке осужденного к освобождению. Она должна проводиться под контролем государства и общества ради успешной социальной адаптации условно-досрочно освобожденных, включая их трудовую занятость и другие вопросы социальной помощи. Мы предлагаем вариант поэтапного освобождения осуж-денных из-под надзора. В Уголовном кодексе РК имеется режим содержания в учрежде-ниях минимальной безопасности - это бывшие колонии-поселения. Логично было бы, ес-ли бы осужденный из-под жесткого режима поначалу помещался туда в полусвободное содержание и только потом выходил на УДО. В учреждении меньшей безопасности чело-век имел бы возможность привыкнуть к свободе, подыскать себе работу, что снижает опасность рецидива преступления.
Одна из основных причин отказа в УДО - наличие невозможности возмещения нанесен-ного ущерба пострадавшей стороне. Имеют место факты, когда осужденные искренне желают возместить ущерб, но не могут это сделать из-за отсутствия работы в местах ли-шения свободы. Реальный путь решения проблемы состоит в заключении медиативного соглашения между осужденным и потерпевшей стороной. Есть и другие причины отказа в условно-досрочном освобождении: порядок учета администрацией исправительных учреждений имеющихся у осужденного поощрений и взысканий, его, в ряде случаев, не-обоснованность. В целях устранения такого подхода предлагается усиление работы ко-миссий из числа наиболее подготовленных представителей общественности для дачи ре-комендаций по УДО и замены наказания. К каждому случаю комиссия должна подходить строго индивидуально. Мы считаем, что в законе необходимо предусмотреть возмож-ность (невозможность) условно-досрочного освобождения не только по категориям, но и видам преступлений. К примеру, в социальных сетях многие родственники пострадав-ших в ДТП со смертельным исходом сетуют на чрезмерную, по их мнению, гуманность при назначении судом срока наказания, не соглашаются с примененной санкцией. В этом случае, исходя из собственной судебной практики и мнений общественности по преступ-лениям против собственности, личности, против несовершеннолетних, ДТП, повлекших тяжкий вред здоровью или приведших к смертельному исходу, предусмотреть в законе как обязательное условие для УДО, независимо от возмещенного ущерба, учет согласия или возражения пострадавшей стороны. Первые шаги в этом направлении законодатель в лице государства уже сделал: введен прямой запрет на применение УДО за коррупци-онные преступления, преступления против половой неприкосновенности несовершенно-летних.
Судья Жамбылского областного суда Галым Кулекеев подвел итоги первого года дея-тельности в регионе административной юстиции:
- С 1июля 2021 года в стране введен в действие Административный процедурный про-цессуальный кодекс (АППК), в лице специализированных административных судов и коллегий по административным делам областных судов начала действовать администра-тивная юстиция, главная задача которой состоит в защите граждан и бизнеса от произво-ла чиновников, - подчеркнул Галым Батырбекович. - Сегодня можно подвести итоги нашей работы за минувший год. Всего в суды области поступили 1033 административ-ных иска, из них в специализированный административный суд - 883, в районные суды - 150 исков. Основные категории дел - это земельные споры (26 процентов), жалобы на действия судебных исполнителей (24 процента), споры в сфере государственных закупок (девять процентов), остальные - это налоговые, личные споры, жалобы на действия госу-дарственных органов и их структур. За шесть месяцев 2021 года рассмотрено с вынесени-ем решения 131 административное дело, из них 63 процента в пользу истцов, в 36 случаях было отказано. В первом полугодии текущего года удовлетворенность исками выросла до 67 процентов. Из 136 административных дел, рассмотренных по существу, в пользу ист-цов было вынесено 91 решение, в пользу административных органов - 45 (33 процента). По таким категориям дел, как земельные споры, споры в сфере здравоохранения, по кото-рым раньше граждане редко выигрывали, удовлетворенность исками выросла в разы: по земельным спорам 76 процентов дел решены в пользу истцов, в сфере здравоохранения удовлетворенность истцов составила 83 процента. Это убедительно говорит о том, что административная юстиция реально защищает права и интересы граждан и предпринима-телей перед госорганами и должностными лицами. Достаточно сказать, что если раньше в спорах с госорганами граждане выигрывали в 15 случаях, то ныне ситуации стала явно меняться в пользу бизнеса.
АППК предусматривает при рассмотрении административных дел применение примири-тельных медиативных процедур, чему содействуют суды. Но нужно отметить, что при-мирение возможно не всегда, поскольку государственные и административные органы могут действовать только в пределах своих полномочий. Примирение возможно в тех случаях, если у органа, к которому подан иск, имеется усмотрение, то есть одно из воз-можных решений, и на него согласны обе стороны. За год успешно процедурой прими-рения завершено 109 административных дел, в связи с отзывом возвращены 296 исков. Приведу такой пример. С января текущего года органом соцзащиты населения граждани-ну были прекращены пенсионные выплаты по причине предоставления недостоверных данных. Гражданин обратился с иском в административный суд, который проверил вы-двинутую госорганом причину и провел примирительную процедуру. В результате было подписано медиативное соглашение, по которому орган соцзащиты отменил свой приказ о прекращении пенсионных выплат, произвел перерасчет и с 1 января возобновил граж-данину пенсионные выплаты. Нарушенные права гражданина восстановлены без дли-тельного судебного марафона. Административный процедурный процессуальный кодекс, что раньше запрещалось, дает право государственным и административным органам идти на процедуры примирения с истцами, а судьям еще в процессе предварительной беседы со сторонами оценивать и высказывать им свое мнение по шансам каждой из сторон в ходе судебного процесса, что зачастую приводит к примирению и заключению медиа-тивного соглашения. Кодексом предусмотрено нововведение - частное определение на денежное взыскание с виновной стороны за злоупотребление процессуальными права-ми, за неявку в суд без уважительной причины, неисполнение или несвоевременное вы-полнение решения суда. Размер взыскания составляет от 10 до 100 МРП. Оно может нала-гаться неоднократно, вплоть до полного выполнения решения суда, на которое законом отводится месячный срок. Можно твердо говорить о том, что административная юстиция отвечает интересам общества и государства, вносит вклад в наполнение содержанием реализуемой концепции «слышащего государства».
Теме «Медиация в семейных спорах» посвятила свое выступление судья специализиро-ванного межрайонного суда Жамбылской области по делам несовершеннолетнихТахмина Султанова, которая обозначила этапы параллельного развития и совершенствования юве-нальной юстиции и Закона РК «О медиации», вносимых в него изменений и дополнений. - Благодаря тесному сотрудничеству с центром медиации «Битимгер», региональной ас-самблеей народа Казахстана, ее кабинетом медиации, общественными структурными подразделениями и этнокультурными объединениями, удалось добиться зримых положи-тельных достижений в деле продвижения процедур медиации в практику работы юве-нального суда. Благодаря этому десятки несовершеннолетних избежали стрессов при до-просах и рассмотрении дел по уголовным преступлениям малой и средней тяжести, пра-вонарушениям и проступкам, допускающим процедуру медиации и примирения сторон. За все время досудебных расследований в отношении несовершеннолетних их арест и со-держание под стражей санкционировался лишь в единичных случаях по тяжким и особо тяжким преступлениям. Подразделения региональной ассамблеи народа Казахстана: сове-ты матерей, отцов, общественного согласия, биев, этнокультурные объединения проводят огромную воспитательную работу с несовершеннолетними, содействующую их исправ-лению. Привлекают в спортивные и творческие секции и кружки, к занятиям обществен-но-полезным трудом, волонтерской деятельности. Не случайно, что в результате этой ра-боты случаи повторных преступлений среди несовершеннолетних носят единичный ха-рактер, два-три случая за семь лет. Совместно с общественными медиаторами АНК разво-рачиваем школьную медиацию по предупреждению любых конфликтов в этой среде, особенно буллинга (травли). Второй год осуществляем совместный пилотный проект «Семейный суд», итоги которого подведем в январе 2023 года. При его, безусловно, по-ложительных, на взгляд специалистов и общественности, результатах такие суды будут созданы на базе ювенальных судов для рассмотрения бракоразводных дел, назначения алиментов, нахождения несовершеннолетних детей при одном из родителей. Участие ме-диаторов в этом деле очень важно.
Итоги насыщенной новыми знаниями встречи подвела ее модератор, заведующая кабине-том медиации КГУ «Қоғамдық келісім» управления внутренней политики областного акимата Валентина Досыбиева:
- Наш кабинет медиации был открыт одним из первых в республике, в нем действует те-лефон доверия, работает общественная приемная по оказанию медиативной и практиче-ской помощи населению города и области. Ведется реестр общественных медиаторов АНК, включающий десятки непрофессиональных и пять профессиональных медиаторов, практикующих при региональной ассамблее народа Казахстана. Жамбылская область, как известно, является полиэтничной и многоконфессиональной, в этом ее особенность. Воз-никла наобходимость в переформатировании общей медиации в этномедиацию, о чем го-ворил на расширенном заседании Совета АНК Глава государства К. Токаев, поручивший Ассамблее народа Казахстана повсеместно в республике организовать курсы этномедиа-ции. В этом направлении нами сделаны первые шаги. Проведен семинар-тренинг на тему «Межэтнические конфликты и их предупреждение» для акимов сельских округов, специ-алистов системы образования, участковых инспекторов полиции, представителей этно-культурных объединений и медиаторов пяти сельских районов. Состоялся трехдневный семинар-тренинг на тему «Алгоритмы реагирования на конфликтные и кризисные ситуа-ции с участием сотрудников КНБ, прокуратуры, полиции, акимов районов области, управления образования. В развитие школьной медиации продолжаем обучать школьных руководителей и специалистов методике, принципам и процедуре применения медиации в образовательной сфере. Учебные заведения получили наше собственное методическое пособие «О службе школьной медиации». Словом, работа не прекращается, а впереди предстоит нелегкое дело совместно с заинтересованными органами - подготовка медиа-торов с функциями переговорщиков. Желаю всем присутствующим успехов в нашем об-щем деле укрепления мира и согласия в нашем общем доме - Республике Казахстан!
Михаил БУНИН, фото автора