25 мая произошло событие, которого многие жамбылские ветераны ждали давно. Экспозиция Жамбылского областного историко-краеведческого музея пополнилась ценными экспонатами, повествующими о жизни и деятельности Василия Григорье-вича Банникова, внесшего значительный вклад в развитие областного центра и все-го нашего региона
В день 95-летия со дня рождения юбиляра на торжественную церемонию открытия экспо-зиции в музей пришли руководители областного и городского советов ветеранов Еркин-бек Солтыбаев и Куляш Абдикешова, председатель областного совета биев Онласын Еси-ркепов, многие убеленные сединами люди, которым в свое время довелось непосред-ственно работать с В.Г. Банниковым, или же в годы его руководства городским комите-том Компартии Казахстана. А возможным это событие стало благодаря трудам Людмилы Ивановны Чекалиной, известной своими значимыми для горожан инициативам акти-вистке городского совета ветеранов, вдове уникального человека, оставившего неизгла-димый, яркий след в истории нашего края. Она открыла торжество словами поэта:
- «Мы все пришли на этот свет, чтобы оставить добрый след». Именно такой след в серд-цах многих людей оставил своей жизнью незабвенный Василий Григорьевич Банников. Спасибо всем вам, друзья и соратники, пришедшие в музей сегодня. Вы, ветераны, про-должаете работать, значит, идеи и традиции, заложенные Василием Григорьевичем, живы и имеют продолжение. Мы живем, учимся, работаем, влюбляемся, а оглянемся назад - это уже история, ради которой я сделала все, что смогла, и ради чего мы собрались здесь.
Под стеклом двух стендов бережно сохраненные ею в течение двух десятилетий любимые личные вещи Василия Григорьевича, ставшие уже историей семейные и официальные фотографии, значки депутата областного и городского советов депутатов трудящихся, де-легата партийных съездов, рукописи, газетные и журнальные публикации, которые у ныне живущих создадут цельный образ удивительного Человека, неустанного Тружени-ка, Гражданина и Патриота. Нужно сказать, что многочисленные правительственные награды, ордена и медали хранятся у старшего сына как гордая память детей и внуков. Перешедшие в конференц-зал музея ветераны Ф. Клименко, Б. Есжанов, С. Чаутина, О. Есиркепов и другие воссоздавали образ юбиляра состоящими из ярких эпизодов воспо-минаниями о встречах с человеком, вошедшим в историю.
Такой биографии хватило бы на троих
Он родился в 1927 году в казачьей станице Воздвиженская Краснодарского края в про-стой семье, где прошло его детство, наполненное учебой в школе, походами с лошадьми в ночное, купанием в реке, работой вместе с родителями по хозяйству. Когда Василию ис-полнилось 14 лет, в станицу ворвалась война, немецкие оккупанты устраивали облавы на молодежь для отправки ее на работу в Германию или в концлагеря. Молодой казак, не мысля себе жизни без участия в защите Отечества, стал пробираться через вражеские кордоны к советским воинским частям или партизанам. Попадая то в зону артиллерий-ских обстрелов, то под бомбежки вражеской авиации, пробился к своим. В командном пункте с ходу попросился на фронт, но офицер посоветовал Василию сначала подрасти и определил мальчишку на работу в местный колхоз, где совсем не осталось мужчин - все были призваны в Красную Армию.
Трудился наравне со всеми, недюжинная физическая сила позволяла показывать образцы в изнурительной крестьянской работе с раннего утра до позднего вечера. Достигнув воз-раста 17 лет, снова обратился в районный военкомат с просьбой отправить в войска. Лег-ко прошел медицинскую комиссию, здоровье, закаленное с детства в труде, не подвело. А вот на мандатной комиссии ему, как и другим новобранцам, пришлось впервые в жиз-ни столкнуться с диковинными спецтестами. Как оказалось, отбирали лучших из самых достойных. Василий Банников вместо западного направления был отправлен служить в неведомый Иран, кишевший шпионами и диверсантами гитлеровской Германии, рву-щейся к иранской нефти. Вошедшие в историю рассекреченные анналы разведок свиде-тельствуют о том, что во время Тегеранской конференции руководителей союзных дер-жав антигитлеровской коалиции планировалось убийство И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля. Так что, до конца жизни будучи верным присяге и государственной тайне, Ва-силий Григорьевич не разглашал ни места, ни содержания своей воинской службы. Через много лет в одной из газетных публикаций он лишь написал: «Семь лучших лет молодо-сти проведены в казарме в чине рядового. Армия сделала из неотесанного крестьянского парня физически и морально закаленного молодого человека, познавшего цену мужской дружбы, воинской дисциплины. И это на всю жизнь».
Здравствуй, Казахстан!
Победным маем 1945 года закончилась Великая Отечественная война, настало время под-нимать страну, лежащую в руинах. Романтик по натуре, молодой Василий Банников меч-тал об интересной профессии, его привлекали неизвестные края и новые дела. Окончил школу машинистов тепловозов, стал водить большегрузные поезда, и не где- нибудь, а по Дальневосточной железной дороге, проходящей по берегу Тихого океана. По-солдатски быстро собрался в дальний путь теперь уже на юг страны, когда пришел приказ министра путей сообщения СССР об отправке 10 тепловозных бригад вместе с машинами на новую железнодорожную линию Моинты-Чу.
Командировка оказалась не на время, а на всю жизнь. Бурно развивающаяся страна, где трудом местного населения и сотен тысяч людей со всех концов Советского Союза росли новые города, фабрики и заводы, осваивались просторы целинных земель, стала ему род-ной. Сначала работал на восточном направлении с базовым депо Сары-Шаган, где, осво-ив в совершенстве технику, получил квалификацию машиниста-инструктора. В 1958 го-ду, когда Джамбулское отделение Казахской железной дороги стало переходить с паро-возной тяги на модифицированные тепловозы, Василия Банникова направили в локомо-тивное депо станции Джамбул обучать молодых машинистов эксплуатации новой техни-ки. От природы сметливый, технически одаренный человек, будучи «на ты» со сложны-ми машинами и механизмами, Василий Банников пришел к пониманию того, что теоре-тических знаний ему явно недостает, чтобы развиваться дальше. Среднее образование за-вершил в вечерней школе, а затем поступил на заочное отделение Ташкентского институ-та инженеров железнодорожного транспорта. Восполняя время и знания, упущенные во время войны, несмотря на усталость после работы, по вечерам и ночам читал газеты, журналы, произведения русской и мировой классической литературы, интересовался фи-лософией и психологией. Словно подсмотрев за его новыми увлечениями, судьба готови-ла ему работу не с техникой, а с людьми.
В 1961 году коммунисты локомотивного депо Джамбул избирают Василия Григорьевича Банникова секретарем своей первичной партийной организации, самой большой по чис-ленности в городе. Здесь во всю ширь развернулись новаторский талант и организатор-ские способности вожака коммунистов, за которым шел весь коллектив. Агитплощадки по месту жительства, конкурсы на лучшее эстетическое оформление цехов и прилегаю-щей территории, создание деповского музея боевой и трудовой славы, проведение регу-лярных политинформаций в коллективах и школьных педсоветов в депо с отчетами ро-дителей о воспитании детей в семье, развитие художественной самодеятельности и спор-та. Все его, Василия Банникова, новаторские идеи и инициативы в организации произ-водства и воспитательной работы в трудовом коллективе затем перенимались другими парторганизациями города и области. Локомотивное депо Джамбул становится первым в области обладателем почетного и престижного звания «Коллектив коммунистического труда», его воспитанник, бригадир Тленчи Аппаев награждается высшим отличием в СССР - званием Герой Социалистического Труда.
В 1964 году пленум Джамбулского городского комитета партии единогласно избирает Василия Григорьевича секретарем горкома, курирующим промышленность и строитель-ство. Через некоторое время - очередной знаковый этап в трудовой биографии, он стано-вится слушателем Высшей партийной школы при ЦК КПСС, где ковались профессио-нальные кадры наиболее перспективных партийных работников. Вернувшись в Джамбул после успешного завершения учебы, работает инструктором обкома партии, секретарем парткома Джамбулского завода двойного суперфосфата (впоследствии производственное объединение «Химпром»). Во время руководства предприятием директором Т. Темирбе-ковым и секретарем парткома В. Банниковым оно добивается рекордной выработки жел-того фосфора на первых отечественных рудотермических печах РКЗ-48Ф.
У руля руководства городом
1975 год. Пленум городского комитета партии в очередной раз оказывает Василию Бан-никову высокое доверие и избирает его первым секретарем горкома. Большая партийная работа становится основным смыслом деятельности уже опытнейшего в теории и практи-ке лидера областного центра Каратау-Джамбулского территориально-производственного комплекса, переживающего в эти годы невиданный доселе социально-экономический рост. Действовали Всесоюзные ударные комсомольские стройки самой мощной в Сред-ней Азии Джамбулской ГРЭС и Ново-Джамбулского фосфорного завода, набирали обо-роты кожевенно-обувное объединение и фабрика первичной обработки шерсти, другие крупные предприятия, запускались новые автобусные и первые троллейбусные линии. Поднимались микрорайоны жилых многоэтажек, множилось количество учебных заведе-ний, учреждений культуры и медицины. На глазах менялись ранее небольшой провинци-альный город и уклад жизни горожан. Ежедневно держа руку на пульсе этих преобразо-ваний, фактический глава города Василий Григорьевич Банников талантливо выстраивал их тактику и стратегию. Успех был бы невозможен без верных соратников. Удивляя окружающих своей невероятной, заложенной с детства трудоспособностью, неиссякаемой внутренней энергией и оптимизмом, партийный лидер передавал эти качества и своему «боевому штабу», работникам горкома и многочисленным партийным, профсоюзным и комсомольским активистам, депутатам городского совета депутатов трудящихся. Ему до-веряли, за ним шли десятки тысяч горожан.
Он не был кабинетным начальником. Первый секретарь горкома каждый день был в гуще событий и людей. Никто не удивлялся, видя его в цехах заводов и на строительных лесах строящихся объектов, в школьных классах и студенческих аудиториях, в больницах и ра-бочих столовых, да и шагающим по улицам с проверкой хода благоустройства и озеленения. К нему запросто подходили люди со своими вопросами и проблемами, каждого он внимательно выслушивал, давал совет, обещал разобраться и помочь, обязательно выпол-няя обещанное. Больше всего людей поражало, что Василий Григорьевич знал по имени- отчеству не только больших руководителей, но и прорабов, бригадиров и даже простых рабочих. Как бывший комсомольский и партийный работник, автор этих строк свиде-тельствует, что будучи его наставником, примером для подражания, этот человек нико-гда не оценивал людей по рангам или должностям, а ценил за моральные и трудовые ка-чества, дорожил верной дружбой и искренним отношением к себе. Работая в тесной связ-ке с другим, во многом похожим на него замечательным руководителем, боевым ветера-ном Великой Отечественной войны, первым секретарем областного комитета партии Ха-саном Шаяхметовичем Бектургановым, они сумели поднять областной центр и регион на большую высоту.
В 1987 году с должности начальника областного управления бытового обслуживания Ва-силий Григорьевич Банников вышел на заслуженный отдых, но его неугомонный харак-тер давал ему силы продолжать заботиться о родном городе и его людях. В составе город-ского совета ветеранов работал с молодежью, был инициатором и участником многих добрых дел. Ушел из жизни после тяжелой продолжительной болезни 5 октября 2001 го-да, оставшись, теперь уже точно навсегда, в музейной экспозиции и благодарной памяти нынешних и последующих поколений жамбылцев.
Михаил БУНИН, бывший комсомольский и партийный работник, фото автора